in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Заблуждался ли Шостакович?

Очень неоднозначная статья, поднимающая проблемы взаимоотношений художника и публики, произведения и его восприятия. Нужны ли произведению искусства вербальные объяснения? Необходима ли в музыке мелодия? Хотел ли Шостакович выразить в музыке свое отношение к советской реальности или скрыть его?
В своих комментариях к статье А. Шендеровича Михаил Аркадьев, Владимир Генин и другие спорят с автором.

Жить и творить в стране, где все зависит от настроения одного человека. Тиран может обласкать и возвеличить, но может уничтожить, не пошевелив пальцем, просто нахмурив брови. Всю жизнь надо было быть настороже, жить с оглядкой. На вершине славы он чувствовал себя ничтожным винтиком. Приходилось лгать и изворачиваться, городить несусветную чушь, только чтобы можно было работать. Высказаться можно было только в музыке, но ее никто как следует не понимал, порой даже самые близкие люди. И слава богу. Если бы люди поняли, что он хотел сказать своей музыкой, они обязательно стали бы писать на него доносы.
Мучительный страх и тошнотворная ложь…
Такой предстает жизнь советского художника в мемуарах Шостаковича.



Трагедия заблуждения

Знакомый писатель уверял его, что причины страха надо искать в раннем детстве. Но он считал, что катастрофы более вероятны в зрелом возрасте; в детстве боишься не так, как боишься взрослым 

 
Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments