in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Categories:

Год назад

В прошлом году свой отпуск я провела в Санкт-Петербурге. У меня было столько впечатлений, что я делилась ими целый год, и не обо всем рассказала. Сегодня мне хочется вспомнить прогулку по Александровскому саду Царского Села. Когда я жила в Ленинграде, в Царское Село мы ездили на экскурсию, а в училище на протяжении 4 лет каждую зиму нужно было 12 раз съездить туда, чтобы покататься на лыжах - такая у нас зимой бывала физкультура. Эти лыжные прогулки были просто чудом. Можно было приезжать в будние дни, когда парк безлюден и кататься в одиночестве, наслаждаясь белизной снега и тишиной природы. Если набиралось около 10 человек, учитель физкультуры ехал с нами группой. Однако же я всегда была физически слабее сверстников, отставала и в результате каталась одна.
Единственным неприятным ощущением после этих поездок были замерзшие к концу дня ноги. Дорога у меня с Пискаревки в Царское Село занимала 2 часа в каждую сторону; 4 часа дороги, чтобы 3 часа покататься - было непросто, и ноги замерзали в последние час-два очень сильно, несмотря на слои газет, в которые приходилось их обматывать на обратном пути. Ведь температура воздуха бывала и 10, и 20 градусов мороза.

Летом и осенью в Царском Селе я не бывала. Только в 2009 году мы с дочкой поехали туда, посмотрели вновь воссозданную Янтарную комнату, погуляли в Екатерининском саду и перешли в Александровский парк. И не смогли оттуда уйти.
Аллеи там высажены каждая своим родом деревьев - одна дубовая, другая березовая, третья липовая, четвертая еловая... Своих лыжных маршрутов я почти не узнала, но увидела много красоты.

В прошлом году, 23 сентября 2013, тетушка повела меня к своим любимым местам. Зашли мы через всем известную арку Лицея


прошли мимо двери, где раньше выдавали студентам лыжное снаряжение:


и, бросив пренебрежительный взгляд на великое творение Бартоломео Растрелли (мол, знаем, видим такие красоты ежедневно) за решеткой:
устремились в Александровский парк. По широкой аллее мы, натурально, не пошли, а сразу свернули по боковой, более уютной:


В Новом саду (середина XVIII века, архитектор Н.Жирар, садовые мастера К. Шрейдер и М.А. Кондаков) регулярная, геометрически правильная планировка, а в пейзажном саду - свободная.




Да, шел дождь. Ну и что?

Шли мы, шли, и пришли к Белой башне. Сооружение спроектировал и построил архитектор Адам Менелас в 1824 году в псевдоготическом стиле.

Оно предназначалось для игр великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина - сыновей императора Николая I, занимавшихся на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. Актуальная на то время политическая ситуация, Священный Союз, продиктовала выбор скульптур для украшения: в ее основании стоят сделанные В. И. Демут-Малиновским скульптуры рыцарей, представляющие англичанина, француза, немца и русского - представителей союзных государств.

Высота башни 37,8 метра. Вокруг башни садик, земляной бастион и ров с водой. Сам сад также находится на возвышенности, поэтому Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге. Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе в военное время: с башни хорошо просматривались и простреливались окрестности, а она в свою очередь служила отличной мишенью. Она была почти полностью разрушена фашистами, остались лишь руины первого яруса на гранитном цоколе, а восстановлена к 2012 году. Интереснейший рассказ об истории Башни и ее интерьерах находится тут: http://tsarselo.ru/content/0/read152.html#.VCRVnhZsB8M.
Вокруг Белой башни мы с удивлением увидели скульптурные группы, изображающие шедевры мировой живописи. "Притчу о слепых" Брейгеля мы опознали сразу. Вот как они выглядят с разных сторон:






Больше, чем "Слепцы", понравились нам "Рыцарь, Смерть и Дьявол" по Дюреру:




Дьявол как-то крупноват в скульптурном исполнении.

Картину Пьеро делла Франческа "Портреты герцога и герцогини Урбино" мы не узнали, пришлось лезть в интернет:

"Ночной дозор" по Рембрандту не слишком убедителен:


Наконец мы распрощались с площадкой вокруг Белой башни и устремились вглубь парка. По дороге за Арсеналом, который был на реставрации и не представлял поэтому для съемок никакого интереса, мы наткнулись на родник:


Источник, из которого течет кристально чистая ключевая вода, А. Менелас оформил в виде небольшого гранитного грота. Воду из него я не попробовала.



Идем дальше, в пейзажную часть парка (архитектор А. Менелас).




















Проходили мимо руины Ламского павильона:


Вот как все должно было бы выглядеть, но я этого не увидела: Зато я видела это сооружение во время катания на лыжах в конце 70-х годов.

Ламский павильон на его территории был построен в 1820 - 1822 годах архитекторами А. Менеласом и И. Ивановым в качестве конюшни для лам, присланных из Южной Америки в подарок Александру I. Латиноамериканских лам привезли в Царское Село еще в 1816 году и разместили вместе с двумя черепахами при Верхних теплицах. Появлением в России этих экзотических животных ознаменовалось успешное начало русско-американских торговых отношений, положенное деятельностью Российско-американской компании, покровителем которой был сам император Александр I. 24 января 1820 года последовало распоряжение о постройке павильона для лам, и Менелас был «назначен вновь государем императором для работ в Александровском парке, а именно [...] на постройку каменного сарая для американских зверей, называемых ламы, с жилыми покоями и амбарами для корма». Своими очертаниями Павильон лам напоминала итальянские средневековые постройки. При императоре Николае II в манеже для лам содержались ламы, привезенные в 1907 году из южной Монголии. Подробный рассказ о Ламском павильоне тут: http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/aleksandrovskii-park-lamskii-pavilon.html#.VCRpYRZsB8M

Красносельские ворота, они же Слоновые ворота, Белые караулки, Каменные караулки. Построены 1823—1824 годах в неоготическом стиле по проекту архитектора А. Менеласа. Своё второе название ворота получили из-за находившегося поблизости в парке «Павильона для слонов», построенного в 1828 году тем же архитектором. Ворота состоят из двух симметрично расположенных кирпичных караулок, облицованных пудостским известняком и увенчанных зубцами того же материала.



И, наконец, пришли к Шапели. Вот уже 175 лет в одном из самых живописных уголков парка возвышается, быть может, самое таинственное сооружение александровского царствования. Это так называемая Часовня, или Шапель (в переводе с французского - часовня, капелла).



Эта искусственная руина построена в готическом стиле архитектором А. А. Менеласом в 1825 - 1827 годах. За основу замысла архитектор взял формы средневековых соборов. По замыслу зодчего, сооружение представляло собой развалины монументального готического храма в виде двух квадратных башен, связанных между собой аркой. В арочном проходе был устроен вход в квартиру духовника императора. Одна башня "обвалилась" и поросла деревьями, стены другой, обработанные по углам готическими контрфорсами, также несут на себе разрушительные следы времени. Башня завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками-пинаклями с острыми шпилями. На центральной башне - флюгер в виде петуха, он виден далеко из-за деревьев. Источник: http://al-spbphoto.narod.ru/prig/pushkin-al2.html



Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах - большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными. Свет проникал в капеллу через единственное окно - в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.

Внутри павильона находилась скульптура Иисуса Христа из белого мрамора (сейчас — в собрании Государственного Эрмитажа) немецкого скульптора Иоганна-Генриха фон Даннекера. Императрица Mapия Феодоровна купила у него за 100,000 р. это вполне драгоценное изваяние. Первоначально планировалось поставить ее в одну из московских церквей, но этого не состоялось и она подарила статую императору Александру I. По преданию, скульптор Даннекер увидел однажды во сне Спасителя; с того времени день и ночь этот образ занимал его до такой степени, что он начал думать, будто его побуждает к работе сверхъестественная сила, и после восьмилетних размышлений и попыток он создал изваяние Иисуса Христа.



Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, а флюгер-петух, как в протестантских храмах, — символ отречения апостола Петра.



Башня Шапель окружена легендами. Один из жителей Кузьмина говорил, что была легенда - когда благословляющая рука Христа опустится - будет конец света. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» - они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки. Записаны показания - в 1921 замурованы два хода из башни, в которых скрывались бандиты, грабившие прохожих. Помимо статуи, в Шапели находился подаренный графом Толстым египетский саркофаг. Существует легенда, что эта часовня у масонов в свое время пользовалась большим почтением и, по рассказам старожилов, здесь даже и в ночное время можно было встретить масонов и мистиков, молящихся или стоящих по часам в духовных размышлениях.

Обходя вокруг Шапели, проходишь вот под такой аркой:



Постройка служила местом романтического уединения и частью декораций для средневековых игр царской семьи. Возвышавшиеся среди зеленых кущ Александровского парка шпили и зубчатые башни создавали иллюзию средневекового государства.
В годы войны павильон сильно пострадал, утрачены часы-куранты, витражи. В настоящее время находится на консервации.

Мы с тетушкой так устали, что "Большой каприз", искусственно образованная насыпь с арочными пролетами над дорогой, не произвел на меня никакого впечатления.



Мне никак не удавалось поймать на пленку фактуру камня, так что фото удачным не назовешь. Скорее это напоминает еврейское кладбище, чем Монбижу императрицы.


Tags: Санкт-Петербург
Subscribe

  • Роберт Робинсон. "Черный о красных"

    Книга (автобиография) чернокожего американца "Чёрный о красных: 44 года в Советском Союзе", попавшего в 1930 году как технический специалист в СССР…

  • Непроза Мастера прозы

    - Сережа? Я думала, что ты тоже не вернешься. Что это было, Сережа? - Дина, это была чума. Всего лишь чума! - Просто чума? А я-то думала...…

  • "Просто Маса"

    Все уже в прошлом году прочитали, а я себе на Новый год оставила. Какая же прелесть этот его роман. Не то, что некоторые прежние. Развлекательно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Роберт Робинсон. "Черный о красных"

    Книга (автобиография) чернокожего американца "Чёрный о красных: 44 года в Советском Союзе", попавшего в 1930 году как технический специалист в СССР…

  • Непроза Мастера прозы

    - Сережа? Я думала, что ты тоже не вернешься. Что это было, Сережа? - Дина, это была чума. Всего лишь чума! - Просто чума? А я-то думала...…

  • "Просто Маса"

    Все уже в прошлом году прочитали, а я себе на Новый год оставила. Какая же прелесть этот его роман. Не то, что некоторые прежние. Развлекательно,…