in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Category:

На набережной Невы

Петербуржáнке и северянке,
Люб мне ветер с гривой седой,
Тот, что узкое горло Фонтанки
Заливает Невской водой.

Мария Шкапская

Закат на Воскресенской набережной (быв. Робеспьера).




Тюрьма "Кресты"

Памятник Анне Ахматовой

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем - не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.



Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случилось с жизнью твоей.
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своей слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука. А сколько там
Неповинных жизней кончается...

Несколько не моих снимков.


Памятник установлен в 2006 г., к 40-летию смерти Анны Ахматовой, скульптор Галина Додонова. "Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Я много читала ахматовскую поэзию – ее героини тоже нашли свое отражение. Во всем этом я вижу очень много параллелей с биографией Анны Андреевны", - так описала свой замысел скульптор. - "Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание я пыталась выразить в ее хрупкой и тонкой фигуре, в напряженном повороте головы".

На одной линии между памятником Анне Ахматовой и тюрьмой "Кресты" располагается памятник жертвам политических репрессий работы Михаила Шемякина.




Тут переосмыслены мотивы сфинксов на Университетской набережной. Идея памятника принадлежит Анатолию Собчаку.
Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа. Двуликие изображения символизируют жизнь и смерть, свободу и рабство, а также двойственность человеческой природы, способной как подниматься на высоты духа, так и опускаться до массовых убийств и уничтожения целых народов. Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой. Брусчатка положена не просто так: количество камней соответствует количеству репрессированных в СССР, один камень – за 10 тысяч человек.
По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского.









Все товарищи его заснули,
только он один не спит:
всё он занят отливаньем пули,
что меня с землёю разлучит…

Николай Гумилёв, 1917

Петербург! У меня ещё есть адреса,
по которым найду мертвецов голоса…

Осип Мандельштам, 1930

Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли списки и негде узнать…
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ…
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали
И тихо идут по Неве корабли…

Анна Ахматова, 1935—1940

… Вот они и шли в своих бушлатах —
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека…
…Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой…

Николай Заболоцкий, 1947—1948

… Нет! Не зодчим дворцы
Создающим под солнцем и ветром
Купола и венцы,
Возводя в голубой окоём —
В недрах русской тюрьмы
Я тружусь над таинственным метром
До рассветной каймы
В тусклооком окошке моём…

Даниил Андреев, 1956

Я могу повторить то, что сказал раньше: в правде нет страха. Правда и страх не совместимы. Дмитрий Лихачёв, 1987

Прошел январь за стенами тюрьмы,
и я услышал пенье заключенных,
звучащее в кирпичном сонме камер:
«Один из наших братьев на свободе».
Еще ты слышишь пенье заключенных
и топот надзирателей безгласных,
еще ты сам поешь, поешь безмолвно:
«Прощай, январь».
Лицом поворотясь к окну,
еще ты пьешь глотками теплый воздух,
а я опять задумчиво бреду
с допроса на допрос по коридору
в ту дальнюю страну, где больше нет
ни января, ни февраля, ни марта.

Иосиф Бродский, 1962
… Вы можете выиграть этот бой, но вы всё равно проиграете эту войну. Войну за демократию и Россию, войну, которая уже началась и в которой справедливость победит неотвратимо…
Юрий Галансков, 1966
… Оттого все, кто глубже черпанул, полнее изведал — те в могиле уже, не расскажут. Главного об этих лагерях — уже никто никогда не расскажет…
Александр Солженицын


Памятник неоднократно подвергался нападению вандалов. В начале 2000-х годов центральную часть монумента, крест с окошечком, сбросили в Неву в день рождения Гитлера. Чтобы восстановить памятник, потребовалось несколько лет. В феврале этого года вандалы выломали один из гранитных камней, лежащих в основании монумента и крепившийся к остальным с помощью металлических штырей и перевернули. Ее вернули на прежнее место в рамках общегородского весеннего дня благоустройства.
А в июне с постамента исчезла каменная книга, вместо нее появилась табличка с надписью: "Кто не помнит прошлого, обречен на его повторение". Каменная книга сорвана либо спилена, ее креплений к постаменту также нет. Ведется обсуждение возможности видеонаблюдения над памятником.

***

Буквально в нескольких метрах от Памятника жертвам политических репрессий 6 марта 2015 года открыт памятник, посвященный первому русскому 54-пушечному парусному линейному кораблю 4 ранга «Полтава» – символу морской славы России. Его строительство на Адмиралтейских верфях послужило началом создания сильного линейного российского флота. Петр Первый лично проектировал этот корабль и принимал активное участие в его постройке. Памятник сооружен на средства компании "Газпром".





Если по Воскресенской на бережной идти в сторону Смольного, то плавно перейдем на Смольную набережную (реконструирована в 1997-2001 гг.)



Красивая ограда, не правда ли. Это новодел. Ограда представляет собой чугунную решетку, украшенную элементами художественного литья и чугунными столбами, завершающими каждое звено. Оказывается, на решетке изображен герб Санкт-Петербурга. Ограда протянулась на 400 метров вдоль здания Смольного института по левому берегу Невы. По обе стороны от оси ворот расположены архитектурно оформленные филоны со встроенными в них калитками. Проект разработал архитектор Владимир Попов.



Смольная набережная - наиболее изменившаяся часть берега Невы в черте города. Приведу несколько снимков.

1841

Речной вокзал у Смольного, 1951 год

Панорама Смольного, 1985-1995 гг

В http://piter-places.livejournal.com/7474.html?page=1 написано, что это 1988 год; я не уверена.

2010, из http://www.marshavin.com/?p=1518

Современный вид

Ну, и пора поворачивать домой.


Продолжение следует.
Tags: Санкт-Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments