in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Categories:

Гениальный и наивный Епифаний Дровняк по имени «Никифор»

Перепост. Оригинал: http://kykolnik.livejournal.com/416048.html

Польско-украинский художник, имя которого входит в пятерку самых известных примитивистов мира
наряду с Нико Пиросмани, Анри Руссо, Марией Примаченко, Иваном Генераличем и Генри Дарджером.
Легендарный «Никифор», представитель этнографической группы лемки.


Никифор Крыницкий (Nikifor Krynicki)
настоящее имя Епифаний Дровняк
21 мая 1895 – 10 октября 1968

Имел множество псевдонимов – «Матейко из Крыницы», «Мастер из Крыницы», «Лемко Никифор», «Ян Крыницкий» и др. Лишь в 1970-х годах, уже после смерти, художнику вернули настоящее имя – Епифаний Дровняк (но об этом ниже). Впрочем, вокруг имени и творчества художника сложено немало историй и легенд.


Лемки

Лемки — этнографическая группа украинцев, проживающая в Лемковщине (ныне на территории западной Украины, Польши и Словакии). Согласно одной из версий, лемки являются потомками белых хорватов, которые уже в VI-VII веках проживали по обоим склонам Карпат.
Во время первой мировой войны австрийские власти вывезли из Лемковщины свыше трех тысяч человек в Талергофский концлагерь, где многие погибли. Во время второй мировой войны в Лемковщине сформировалось мощное партизанское движение ОУН-УПА. Многие лемки были заключены немцами в «лагеря смерти» или просто казнены. Освобожденные в конце 1944 года советской армией лемки планировали выйти из состава Польши и присоединиться к Украине, но СССР признал территорию Лемковщины за Польшей и заключил соглашение с временным правительством Польши об обмене населением. После переселения части лемков в Украину их в Польше оставалось ещё около 140 тысяч. Однако и эти лемки были насильно выдворены из Карпат в 1947 году, о чем пойдет речь ниже.


Детство

Родился художник 21 мая 1895 года в городке Крыница на Лемковщине. Крыница в конце XIX века входила в состав Австро-Венгрии, позже перешло под юрисдикцию Польши, хотя в городке проживало более 90% украицев - лемков. Сейчас этот город называется Крыница-Здруй и входит в Малопольское воеводство Польши. Историки до сих пор не могут определиться украинским или польским художником считать Никифора - по национальности он украинец, а прожил почти всю жизнь на территории Польши.

Об отце художника неизвестно ничего, а мать была обыкновенной лемковской крестьянкой – поденщицей из села Поворозник, которая зарабатывала уборкой и мытьем полов гостиниц, которыми славилась Крыница. Звали мать Евдокия Дровняк, но односельчане иначе, чем Евдоха к ней не обращались. А виной тому была глухонемота, да и ребёнок-байстрюк неизвестно от кого. Сын унаследовал увечье матери - частичную глухоту + сросшееся нёбо. Всё это делало речь мальчика непонятной. В материалах о художнике есть имя бабки-повитухи, которая помогла ребенку появиться на свет - Акулины Шкварло, и имена крестных родителей – Андрей Козак и Катерина Риствей.

Крестили мальчика в крыничанской греко-католической церкви святых апостолов Петра и Павла. Внебрачным детям нельзя было давать никакое имя, кроме имени святого покровителя. 25 мая церковь чтила память святого Епифания, и ребенка окрестили в его честь. Сейчас на стене этой церкви установлена доска, на которой написано, что здесь Никифора крестили, и здесь он пел в церковном хоре. Позже односельчане придумали ему имя Никифор, на которое мальчик с радостью отзывался. Детство Никифора прошло в крайней нужде и бедности. Мать целыми днями мыла и убирала, а сын, чтоб не загрызли собаки, висел в корзине-колыбели на дереве или мосту у реки Криничанка.

Евдокия умерла, когда Никифору исполнилось семь лет. Правда, в некоторых источниках указано, что мать умерла перед первой мировой войной, хотя в это время юноше исполнилось уже 19 лет, что противоречит дальнейшим событиям в его жизни. Как пишут историки, в «наследство» сыну мать оставила клеймо байстрюка калеки-подденщицы, беспощадные насмешки детей и равнодушное сочувствие взрослых. А еще небольшой лемковский сундук - «ладу», в котором Никифор до конца жизни будет хранить свои рисунки и дорогие сердцу вещи (сейчас этот сундук находится в экспозиции музея художника).

Сколько пришлось мальчику перенести издевательств, как пытался выжить и не отчаяться оттого, что его воспринимали ненормальным, можно только догадываться. Никифор рос неподалеку от церкви, которая и стала его первой школой. Но школьная наука давалась Никифору тяжело, он научился писать печатными буквами, немного читать и считать, после чего бросил учебу. Именно в церковной школе у Никифора «проснулся» интерес к рисованию. Он рисовал грифелем на доске, потом карандашом на клочках бумаги. Косноязычный, почти неграмотный мальчик на бумаге рисовал то, что видел вокруг и то, о чем мечтал. Никифор решил зарабатывать деньги с помощью того, к чему лежала душа – с помощью рисования.

Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Autoportret»

В 1998 году поэт из Крыницы Владислав Грабан писал: «Никифор рисовал карандашом то на маленьких картонных коробках из-под сигарет, то на обложках старых тетрадей. Он постоянно разыскивал куски бумаги, потому что без рисования не мог жить, затем за милостыню отдавал свои рисунки сельчанам, и снова искал, на чем рисовать». За эту тягу к живописи односельчане иронически прозвали мальчика Матейко, не подозревая, что это является высшей похвалой – сравнивать неграмотного паренька с известнейшим польским живописцем.

Роман Ференцевич из Вашингтона: «Летом далекого 1944 года я жил в Крынице и ежедневно встречал на улице Никифора, порой я давал ему милостыню, но рисунки, которые он дарил мне взамен, я выбрасывал в ближайший мусорный ящик...»

Признание

Имя Никифора было «открыто» в 1930 - 1931 году известным львовским художником и искусствоведом Романом Турыном. Приехав однажды в Крыницу, пан Роман увидел тридцатипятилетнего Никифора, сидящего с красками и бумагой на бульваре. На груди художника висело «просительное письмо с просьбой о помощи выжить», за сущие гроши он продавал свои рисунки или дарил в благодарность за милостыню. «Выс. Уваж. Панство! Я бедный калека, сирота не имею ни Отца ни мамки, никого кто бы мог мне помочь в этой тяшкой минуте. Не могу заработать себе на кусок хлеба, а живу из ласки добрых людей. Просил бы Уважаемое Панство о ласковое одарение меня чем кто может - будет ли это кусок хлеба или деньги, или старая одежда белье обувь. Умею также рисовать образки...»


Никифор. 1932 год

Роман Турын был поражен фантазией, образами и темами художника–самоучки. Он отобрал около 200 работ и познакомил с ними сотрудников Украинского народного музея им. Т. Шевченко, которые в тот момент готовили экспозицию для международной выставки, организованной художниками «Украинской группы» в Париже. Таким образом, в ноябре 1932 года с рисунками Никифора в парижской галерее Леона Марселя на бульваре Вольтера познакомилась Европа. Критики сразу же признали художника ярким представителем наивной живописи. В рейтинге выставки из 16 украинских и 22 французских и итальянских художников «Никифор из Крыницы» занял 11 место.


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «In a Kitchen»

В этом же году Ассоциация украинских независимых художников организовала выставку работ художника (105 рисунков) во Львове. Она называлась «Выставка художника-самоучки Никифора». В 1938 году польский художник Ежи Вольф в журнале «Аркада» опубликовал статью «Художник наивного реализма в Польше», после чего имя Никифора стало широко известным. Но жизнь самого художника практически не изменилась. Он по-прежнему платил своими рисунками за брошенные в шляпу деньги.

Исследователи творчества художника рассказывают интересный факт - ежедневно молочнице Никифор платил рисунком за молоко. Этот рисунок она сжигала, но даже зная об этом, он снова рисовал и приносил новый, чтобы заплатить за еду.

Впрочем, для художника настоящим счастьем было только его творчество. Он жил среди земляков-лемков, которые хоть и не принимали его творчества, но относились к самому художнику с сочувствием, а забота (слово покровительство здесь как-то неуместно) Романа Турына гарантировала художнику небольшие деньги на существование.

Война и гонения

О том, как и чем жил Никифор в годы второй мировой войны, известно опять же из воспоминаний его земляка, поэта Владислава Грабана. Когда в Крыницу вошли немцы, художник уже не мог сидеть на бульваре. «Немцы не любили нищих. – пишет Грабан. – Поэтому Никифору приходилось прятаться. Он бродил по окрестным селам, находя приют у добрых людей. Ведь все в округе знали крыницкого художника-чудака, который за булку с маслом платит своими рисунками...»

Казалось бы, завершилась страшная, унесшая миллионы жизней, война, как поется в песне «нам бы жить – не тужить». Но лемков–крыничан в 1947 году поджидала новая беда - операция «Висла». Именно так назвали вторичное принудительное массовое переселение украинцев-лемков на северо-запад Польши, в район Щецина на берегу Балтийского моря. Одной из причин этой депортации стала деятельность на территории Лемковщины после 1944 года Украинской повстанческой армии (УПА), боровшейся с польскими вооружёнными силами.

Поводом для выселения Никифора стал слух то, что он нарисовал для армии УПА карту местности.
Вместе со своими земляками, знакомыми и их родственниками Никифор разделил участь всех 150 тысяч лемков Польши. Но художник решил не отрекаться от своих корней даже в этих обстоятельствах. Он пешком (!!!) прошел более 700 километров и вернулся в родной городок. Четыре раза его высылали в Щецин, а он снова возвращался.


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Houses and Church on a Hill»

«Краковская газета» в марте 2003 года в статье «Художник и попрошайка» писала: «В милицейских документах начала 1950-х встречаются строки о том, что попрошайничество художника Никифора на оживленных улицах курортного городка Крыница приносит огромный политический и моральный ущерб репутации города.

Историки считают, что «этого блаженного, немого чудака, который всюду носится со своим старым деревянным сундучком с красками и маленькой черной собачкой» польские власти не тронули, не арестовали и не «пустили в расход» только потому, что за него вступились представители польской художественной элиты - имя художника было широко известно.

Чтобы как-то помочь художнику, в 1955 году из Варшавы в Крыницу приехал профессор Александр Яцковский с письмом от Польской академии наук и полномочиями от Министерства культуры. В разговоре с председателем горсовета Крыницы Стефаном Пулхлопеком профессор пытался попросить для уже известного художника какие-либо субсидии или льготы, но в ответ услышал: «Что вы находите в нем? Это просто нищий городской сумасшедший! А его картины? Да любой ребенок рисует лучше!».


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Church in Poland»

И все-таки, власти Крыницы позаботились, чтобы художник получил медицинскую и материальную помощь, приличное жилье с радиоточкой и бесплатный пансион. Правда, взамен всех этих «благ» от властей Никифор потерял свое настоящее имя и национальность, которые были возвращены ему почти через полвека после смерти.
Художнику был даже официально назначен опекун. Им стал художник Мариан Влосинский, которого сам Никифор считал своим учеником. Их взаимоотношения легли в основу художественного фильма «Мой Никифор». Влосинский, начинавший, как художник агитплакатов и транспарантов, несколько лет учился рисовать у Никифора, затем бросил собственное творчество и полностью посвятил себя учителю. Он лечил и кормил Никифора, мыл ему ноги. Он бросил семью, потому что жена Влосинского, опасаясь, что их дети могут заразиться от Никифора туберкулезом, развелась с ним. Оформив опеку над уже больным художником, Мариан не покидал его до самой смерти.

Помни имя своё

В начале 1960-х годов слава примитивиста Никифора гремела по всей Европе и его стали приглашать на открытие выставок за границу. Встал вопрос о загранпаспорте, для оформления которого потребовалась метрика о рождении. Местные чиновники решили сделать из художника поляка, чтобы не ворошить историю с операцией «Висла». Власти Крыниц обратились в суд районного центра Новы Сонч о восстановлении метрики художника. Данные этой метрики были придуманы Марианом Влосинским и председателем горсовета Стефаном Пулхлопком. «Невозможно установить настоящие персональные данные художника, да и имя Никифор Крыницкий намного лучше подходит известному в мире художнику из Польши, чем настоящее имя украинца Епифания Дровняка...»
Так 18 октября 1962 года было выписана новое свидетельство о рождении с фиктивными данными, и Епифаний Дровняк превратился в Никифора Крыницкого, рожденного «1 января 1895 года в Крынице в семье Яна и Ксении Крыницких».

Сам Никифор не протестовал, потому что хотел остаться в любимой Крынице и боялся, что его могут арестовать. Молчали и те, кто знал настоящие сведения, потому что тоже боялись репрессий.



В январе 1997 года польский Союз лемков обратился в суд города Мушина с иском о фальсификации настоящих данных об имени, дате рождения и родителях художника. Долгие шесть лет длились судебные разбирательства. Было проведено 12 судебных заседаний. В результате 26 марта 2003 года было вынесено решение «об аннулировании акта рождения Никифора Крыницкого на основании того, что сведения о рождении являются недействительными». Победа была одержана, и к художнику вернулось его настоящее имя.

Успех

Настоящую славу художнику принесла выставка его работ в парижской галерее Дины Верни в 1959 году, после которой имя Никифора приобрело мировую известность.

Правда, в этом «триумфальном шествии» по планете есть и печальная история. Немало работ Никифора хранилось во Львове, в частной коллекции его настоящего первооткрывателя Романа Турына. Еще до второй мировой войны художник эту коллекцию вместе со своими картинами передал в дар Львовскому национальному музею. Ужасный факт, но после войны, во время которой музейщикам удалось сохранить коллекцию музея, в течение 1948-1952 годов почти вся эта коллекция, как и сам музей, были практически уничтожены. Вместе со многими бесценными произведениями искусства были сожжены(!!!) и картины Никифора.

Историки подсчитали, что при жизни художника было проведено почти 100 выставок его картин по всему миру. Город Крыница превратился не только в известный курорт, но и в место паломничества коллекционеров и музейных работников.

Известные европейские галереи считали за честь приобрести картины Никифора. Художник получал огромное количество заказов на картины и иконы. Историки пишут, что его произведения раскупались, когда еще не успевали высохнуть краски.
Творчество

Историки сравнивают картины Епифания Дровняка с лучшими образцами украинского примитивизма прошлых веков. Навряд ли Никифор видел эти образцы, о которых пишут историки, но в рисунках художника находят влияние и неизвестных авторов серии о «Казаке Мамае», и рисунков на стекле, и ксилографий.


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968)

Рисунки Никифора представляют собой одну большую философскую книгу, в которой есть сведения о морали и метафизике, религии и будущих мирах. Из статьи в статью о художнике повторяется фраза – «в своем творчестве Никифор руководствовался христианской философией». Это действительно так, поскольку библейская тема была одной из ведущих в его живописи.

Когда профессор Александр Яцковский спросил Никифора: «Зачем ты рисуешь?», то услышал ответ: «Чтобы люди знали, что есть как и рай, так и ад. Чтобы знали…».

Наиболее известны серии художника под общим названием «Молитвенник». Есть сведения, что еще учась в церковно-приходской школе, юный Епифаний нарисовал для себя букварь-молитвенник, в котором было 172 рисунка с сюжетами из Нового и Ветхого Завета.


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Noahs Ark» 1935


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Selbstbildnis als Heiliger»


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Figure of Saint»


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Ksendz i Satana»


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Figure of Saint»


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Saint»


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Figure of Saint»

Еще художник создал «Молитвенники» - книжечки с сотнями рисунков, на которых изображены церкви, костелы и их внутреннее убранство. В одном были собраны 84 рисунка, в другом – более ста. Исследователи творчества пишут, что эти книжечки Никифор брал с собой в церковь и там «молился по ним». Историки называют эти «молитвенники» записными книжками и насчитывают их в количестве трех штук. Одна серия находится в Окружном музее в Новом Сонче, вторую – приобрел на аукционе украинский музей в Нью-Йорке, а третья – тоже находится в США в частной коллекции.


Две страницы «Молитвенника» Никифора

Никифор много путешествовал по родной Лемковщине, поэтому на его рисунках можно найти церкви, железнодорожные станции и пейзажи околиц не только Крыницы, но и городков Новы Сонч, Мушин, Тилич, Грибов, Горлица и др. При этом под большинством рисунков стоит название изображенного места, поэтому их легко идентифмцировать по фотографиям тех лет.

Историки отмечают, что художник никогда не был в больших городах, не летал на аэропланах, но в его картинах некоторые городские виды изображены с высоты птичьего полета, есть в них изображения огромных многоэтажек и других признаков прогресса ХХ века.


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Ulica»


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Dymiace kominy»


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Ulica»



Кроме того, рисовал Никифор портреты и жанровые сценки, изображая своих земляков и их жизнь. Историки описывают интересный цикл, который можно отнести к жанру карикатуры. Художник рисовал, по его словам, «злых людей, которые совершали неправедные поступки». В этих рисунках художник сам определял им за эти поступки «заслуженную кару». Например, изобразил в аду продавщицу мясных и колбасных изделий, которая не раз обвешивала народ, обвешанную колбасами и в окружении резаков и мясных голов. Подобный «суд» Никифор совершил и над пекарем, который пек недоброкачественный хлеб.




Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Kobieta w kapeluszu», «Portret kobiety z założonymi rękami»


«Portret man czyzny» «Portret damy w kapeluszu»

Последние годы

Голод, нищета и лишения не прошли для художника бесследно. Последние годы жизни он страдал от застарелого туберкулёза. Осенью 1968 года Никифора направили на лечение в санаторий города Фолюш, где он и умер 10 октября 1968 года. На одной из последних картин художник нарисовал себя с нимбом на голове, сидящим на небесах, и подписал работу - «Святейший Никифор».


Krynicki Nikifor (Poland, 1895 - 1968) «Nikifor swiety»

В 60-х годах, когда творчество Никифора стало визитной карточкой «польского народного искусства», его начали подделывать. Художник сделал себе пять печатей, которые ставил на рисунки, но их похитили. Тем не менее, наследие Никифора огромно, историки насчитывают в нем от 30 до 40 тысяч работ. Похоронен Епифаний Дровняк/Никифор Крыницкий на кладбище родного города.

Послесловие

Деньги и имущество художника перешли к государству. Картины стали собственностью Окружного музея в городе Новы Сонч.
В 1995 году в самой Крынице, в помещении бывшей виллы «Романовка», был открыт мемориальный музей художника, в котором находятся 215 его картин и личные вещи, в том числе материнский сундук – «лада», который историки называют «мастерской на колесах».

Музей Никифора в Крынице.


Памятник «Никифору»-Епифану Дровняку - самому известному жителю города.

Художнику посвящен фильм польского режиссера Кшиштофа Краузе «Мой Никифор» (2004). Роль уже больного Никифора исполнила 84-летняя польская актриса украинского происхождения Кристина Фельдман, родившаяся во Львове, и служившая до войны актрисой в львовском драматическом театре Марии Заньковецкой.




Два кадра из фильма «Мой Никифор». Кристина Фельдман

Еще один памятник художнику был установлен на средства гражданина Германии украинского происхождения, доктора Михаила Малковича во Львове на площади перед Доминиканским костелом.



«Отныне возле собора во Львове всегда будет сидеть маленький человечек и что-то рисовать на бумаге. И ни ветры времени, ни равнодушие, ни болезни больше не будут мешать ему заниматься любимым делом».
Tags: живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments