in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Categories:

Поездка в Иудейскую пустыню-3

Окончание. Начало: http://in-es.livejournal.com/260206.html
Продолжение: http://in-es.livejournal.com/263213.html

Спустившись с горы Каранталь, мы направились по Большой Медведевской улице в сторону реки Иордан. В бытность свою президентом России Д.А.Медведев побывал в Иерихоне и немного наследил, в результате чего улицу, на которой находится российский музейно-парковый комплекс, назвали в его честь.




В залах музея располагается около трехсот экспонатов, собранных Совместной Иерихонской археологической экспедицией, в составе которой Институт археологии Российской академии наук, Департамент древностей и культурного наследия, Министерство туризма и древностей ПНА, строительная фирма "Harvinter", а также копии образцов искусства Византии из коллекции Эрмитажа.

(фото из http://malamantmyisrael.blogspot.co.il/2014/02/1.html).

В парке находится еще одна древняя смоковница, сиречь сикомор, на которую тоже взобрался Закхей, чтобы обратить на себя внимание Иисуса.


Мы проехали по этой улице не останавливаясь, так что все фото этого места не мои. А направлялись мы в Вифавару (בית עברה)- место переправы через реку Иордан недалеко от места ее впадения в Мертвое море. Здесь, как объяснил нам экскурсовод, 12 колен Израилевых под предводительством Иисуса Навина вступили в землю обетованную. Шли они с востока, стало быть, обогнули Мертвое море и направились на запад. Место это называется по-разному: Касир аль-Яхуд, Бейт-ха-Авара (Вифавара), Вади эль Харар. Место расположено на полосе отчуждения иордано-израильской границы в районе пограничного перехода Алленби и для его посещения в настоящее время, с 2011 года, не требуется специальных разрешений и согласований с военными ведомствами. Длительное время место оставалось неизученным из-за объявления иорданской стороной в этом районе закрытой военной зоны, т.к. по Иордану после Шестидневной войны 1967 г. проходила «линия прекращения огня» с Израилем. Только после заключения мира в 1994 г. здесь начались археологические исследования, в ходе которых были обнаружены уникальные находки: гончарные изделия, монеты и развалины древней базилики. В этом регионе археологами также была обнаружена постройка III в. с великолепной мозаикой.
Если снова вспомнить "Путеводитель по стране сионских мудрецов" И. Губермана и А. Окуня, то мы не удивимся, что именно это место также считается и местом крещения Иисуса Христа. Да-да, не знаменитый и раскрученный Ярденит у выхода Иордана из Кинерета, а Вади эль Харар недалеко от устья. Но! Русло Иордана за тысячелетия многократно менялось, поэтому достоверность здесь весьма и весьма условная. Интересное исследование с приведением различных источников находится тут: http://bukvoed.livejournal.com/215850.html. Тут же приводится фотография извилистого русла Иордана сверху, из которой явствует, что точность попросту невозможна:

Рифтовая долина реки Иордан является северной частью сирийско-африканского разлома, самой длинной (6440 км) и самой глубокой (416 м ниже уровня моря) трещины на поверхности Земли, протянувшейся от юго-востока Турции, через Сирию к северной части Африканского континента. Именно этим обусловлены периодические землетрясения. В результате частых землетрясений русло Иордана даже становилось безводным на некоторое время. Такие случаи были зафиксированы в 1266 году (один день), в 1546-м (два дня), а в 1927 году сдвиг земной коры в Иорданской долине стал причиной не только осушения Иордана на 21,5 час, но и причиной больших разрушений окрестных городов, в том числе и Аммана. Сейсмическая нестабильность этого региона послужила причиной того, что в древности, во время очередного землетрясения, река Иордан поменяла своё русло, отступив от недавно обнаруженных руин базилики так далеко, что сегодня необходимо пройти несколько сотен метров, чтобы приблизиться к берегу реки. Только мраморные ступени, когда-то спускавшиеся к реке, и сам баптистерий напоминают о том, что здесь когда-то плескались воды священной реки.

И вот мы подъезжаем к месту Крещения, оно же место переправы сынов Израиля.
Здесь построена купальня, сход к реке и магазин сувениров. Но наибольшее удивление вызывают многочисленные церкви на той стороне реки, в Иордании, золотящиеся среди голой пустыни своими куполами.
Река Иордан.




Золотящиеся купола неизвестных церквей в Иордании на восточном берегу реки Иордан.


Вот на какую высоту мне пришлось залезть, чтобы сфотографировать заграницу.


Православный паломнический центр в Иордании (по другим данным - церковь Св. Иоанна Предтечи).


Паломники окунаются в мутные воды реки и с нашей, и с Иорданской стороны.


Интересную табличку я увидела на фото в блоге http://www.lookatisrael.com/qasr-el-yahud/#gsc.tab=0 . Деревянная с синими буквами, она повешена в месте, до которого поднялась вода в Иордане 13.01.2013.


А вот прекрасное фото автора блога http://macos.livejournal.com/899818.html, сделанное им с холма неподалеку от монастыря Св. Иоанна Крестителя.

Или: https://lh3.googleusercontent.com/-Hh1ct9Bpq2w/UiObZW-KsuI/AAAAAAAAq7Q/NL6HkxeoH94/s800/Qasr-el-Yahud-115.jpg
Или:

На вопрос группы, с какой стати в Иордании построено столько православных церквей, наш гид ответил, что прибрежная полоса длиною (или шириною) в полтора километра королем Иордании была подарена Российской Федерации. Вот как написано об этом в http://simvol-veri.ru/xp/spustya-44-goda-vifavara-stala-dostupnoie-dlya-palomnikov.html:
В феврале 2007 года в рамках официального визита в Иорданию Президента России В.В. Путина, состоялось историческое событие: правительство Хашимитского Королевства Иордании передало Российской Федерации в бессрочное и безвозмездное пользование участок земли у реки Иордан для устройства русского паломнического подворья. Земля, которая перешла России, располагается в евангельской Вифаваре, рядом с историческим местом Крещения Господня.
В марте 2008 года на русском участке у реки Иордан состоялся чин освящения места под строительство будущего паломнического центра, а также закладка первого камня будущего комплекса. Участниками этого события стали высокопоставленные лица с иорданской и российской стороны, представители ОАО «Стройтрансгаз», при финансовой поддержке которого осуществляется строительство, представители посольств Болгарии и Греции в королевстве Иордания.


Не доезжая до места Крещения примерно километр, находится заброшенный монастырь Св. Иоанна Крестителя (вид из окна автобуса):


Тот же монастырь на рубеже 19-20 веков:

В 20-х годах монастырь был разрушен землетрясением, затем заброшен. Подробные фотографии монастыря снаружи и изнутри: http://stalker-il.livejournal.com/57769.html. Еще один, действующий униатский греко-мелкитский монастырь Св. Иоанна Крестителя находится в недалеко от Иерусалима на крутом склоне живописной, поросшей лесами горы.

Монастырь Святого Герасима Иорданского

Последний пунктом нашего путешествия был монастырь Св. Герасима. Всего каких-то 10 лет тому назад это был оазис святости и благочестия.
Св. Герасим жил в 5-м веке и прославился утешением страждущих, исцелениями, аскетизмом и наставлением на путь духовного развития. Однажды Герасим Иорданский встретил льва, страдавшего от попавшей в лапу занозы. Старец вынул занозу, очистил рану от гноя и перевязал. Лев остался жить со старцем, питаясь хлебом и мочеными овощами. У монахов был единственный осел, на котором возили воду, и лев пас его около Иордана. Однажды, когда лев уснул, проходившие с караваном купцы из Аравии увели осла. Герасим решил, что лев съел осла, закручинился, но стал возить воду на льве. Когда караван возвращался обратно, лев узнал осла и, схватив его зубами за узду, привел в обитель. Лев прожил со старцем 5 лет, и когда Герасим скончался, умер от тоски на его могиле.
К сожалению, туристическая индустриализация святых мест не пощадила монастырь. Приближаясь к монастырю, обращаешь внимание на ни к селу ни к городу торчащие посреди пустыни новые ворота со скульптурой Александра Македонского.


Здесь строится греческий театр (здесь?! О времена, о, нравы... Впрочем, в монастыре несколько десятков - от 20 до 70 - монахов, среди них немало греков. Для них, наверное...).
Update. Как выяснилось, здесь строится не греческий театр, а амфитеатр по греческому типу, то есть не обнесенный стенами, а врытый в землю:

При монастыре действует художественная мастерская: мозаики и иконописи. Мастера мозаики применяют свое умения при постройке этого театра. Александр Беленький сообщает, что Почти вся поверхность строения будет покрыта мозаикой. Единой картиной из мозаики. Возможно, самой большой в мире мозаикой, без шуток! И приводит фотографии (2014 год):



Напротив монастыря два ресторана, вход в которые я не фотографировала. Не только мы почувствовали совсем не благостно-молитвенную атмосферу. Вот что пишут в блоге http://www.lookatisrael.com/saint-gerasimus-monastery-at-judea-desert/: и маленький зоопарк, и выставка-продажа готовой мозаичной продукции, и по соседству кучка греко-арабских ресторанов, и праздношатающиеся по территории личности, а в самом дворе монастыря так вообще торговые площади Могу добавить, что поставленные нашей группой паломников из России свечи исчезли, как только группа вышла из церкви. Я задержалась и в изумлении после вот такой картины:

увидела пустое место. "Где зажженные свечи?" - обратилась я к служительнице. "Не знаю", - был неприветливый ответ.
При входе в церковь стоит раззолоченный лев. Все припадают к этому тельцу и фотографируются. А ведь еще с десяток лет назад атмосфера здесь приподнимала над повседневностью и суетой.

Монастырь Святого Герасима Иорданского (араб. Дейр Хагла, Дейр Хаджла), был построен примерно в 19 веке на развалинах строений крестоносцев, которые, судя по всему, находились на месте его Лавры, возведенной в 455 году, и считающейся одной из самых древних на территории Святой Земли.
В монастыре находятся 2 храма — верхний и нижний. Верхний храм построен в честь Святого преподобного Герасима Иорданского, в котором расположен иконостас, подаренный Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. Нижний храм (крипта) посвящён Святому Семейству, в котором стоит иконостас греческого православного патриархата. В нём находятся кости монахов, погибших во время нашествия персов в 614 г.

Купол монастыря

Во дворе монастыря


Галерея второго этажа



Внутри церкви было темно и фотографировать (особенно мобильником) трудно.




Фото А. Беленького.

Или: https://lh3.googleusercontent.com/-g0Dcv8RK5f8/Uf9kMHtQ1KI/AAAAAAAAzxQ/S7j-RtxmZcEenGjHW0gy-vj6TR19edsBgCCo/s1200/20130803_st_gerasimus_002_5D3_0248.jpg

Несколько икон, фото V.Zaikinas





Несколько мозаичных работ в интерьере церкви, фото мои. Уж очень большое впечатление они на меня произвели.












В нижней церкви.
Реликвия монастыря, Икона Божией Матери „Млекопитательница“ (Галактотрафуса), фото V.Zaikinas

(далее все снимки из сайта http://www.lookatisrael.com/saint-gerasimus-monastery/):







Древняя фреска монастыря.

Вокруг церкви, на территории монастыря, фото мои.





В заключение хотелось бы отметить профессионализм нашего гида Сергея Шагала (компания Метроклаб). Интересный рассказ, интеллигентность, уместные шутки, приятный голос. Упущением было со стороны организаторов не предупредить нас, что в Палестинской автономии не примут наши кредитные карты и необходимо иметь при себе наличные (для фуникулера). Кредитки россиян принимали без проблем.
Tags: Израиль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments