?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ярмарка Казюкаса в Вильнюсе
Я у Средиземного моря
in_es
Каждый год я собираюсь рассказать об очень древнем, красивом обычае Литвы: весенней ярмарке, проходящей в Вильнюсе в первое воскресенье марта. Ее отличительный знак - искусно сделанные букеты сушеных трав, называемых вербами, уникальный народный промысел Вильнюсского края. Имя ярмарке дал единственный христианский литовский святой - Казимир, по-свойски называемый Казюкасом (Казечкой, если употребить соответствующий русский уменьшительный суффикс).





Когда я поступила учиться в Литовскую консерваторию, то была очарована этой ярмаркой, хотя ненавижу рынки, распродажи и толкучки. Но в Литве все всегда было тихо, чинно, благородно. В советские годы ярмарка Казюкаса проходила недалеко от студенческого общежития, на Калварийском рынке (ага, на рынке имени Дзержинского) и мы с восторгом ходили покупать там корзины, вербы и вещи, красиво сработанные литовскими умельцами из дерева. Вербы как чудо я везла в Ленинград, и все купе в поезде наполнялось запахом полыни и других душистых трав. Они долго стояли у нас в вазе на рояле, создавая аромат дома.


Как видно на картинках, с деревом вербой эти прекрасные "букеты" имеют мало общего. Обычай срезать веточки вербы и можжевельника, святить их в церкви в вербное воскресенье и ставить дома в воду имел мало отношения к вильнюсским "вербам" - украшением процессий ремесленников. По сути вильнюсские "вербы" - это изделия из почти 50 полевых, лесных, садовых трав и цветков, злаковых растений. Используются мох, тысячелистник, стебли брусники, песчаный бессмертник, ковыль, ежа, пижма и другие растения, которые не теряют своего запаха при сушке. Травы собирают, сушат, красят, снова сушат, и, прикрепляя к веточке орехового дерева льняными нитками, стеблями овса или ржи, создают композиции. Теперь их красят анилином; раньше использовались натуральные краски. Традиционные цвета: красный и желтый, красный и белый, более искусные умельцы употребляют больше цветов: зеленый, фиолетовый (источник: http://ars.mkp.emokykla.lt/liet_tautodaile/verba.htm). Занимались плетением верб крестьяне из ближайших окрестностей Вильнюса (Пилайте, Судерве, Салоте, Кряучюнай), но теперь ремесло это распространяется и за пределами Вильнюсского края.



На создание одной "вербы" у опытной мастерицы уходит около 48 часов. Суставы пальцев мастериц от работы деформируются, но и страдая, они редко отказываются от ремесла. Садиться вязать "вербы" необходимо в хорошем настроении, иначе верба может и не получиться. Импульсами к расцветке узоров верб бывали, например, турецкие ковры, которые прихожанки видели в церкви.
Большинство растений, используемых для изготовления "верб", - лекарственные. Этнограф Янина Норкунене шутит, что если вильнюсскую "вербу" залить спиртом, то получится настойка „Trejų devynerių“. И наконец о рекордах: самая высокая "верба" была зафиксирована высотой 6,4 метра, а самая маленькая - 6 сантиметров (источник: https://www.lzinios.lt/lzinios/zmones/vilniaus-kraste-risamos-graziausios-verbos/219900).



Кроме верб, на ярмарке Казюкаса продаются деревянные изделия, корзины, всякие другие произведения народных ремесел, а также еда; причем еду привозят из Латвии, Грузии и других стран, на ярмарке участвуют также представители других народов, проживающих в Литве - караимы со своими народными ремеслами и пр.
Снимок Жигимантаса Гядвилы.







Так кто же этот самый Казюкас, он же Казимир? Вот что удалось выяснить вашему корреспонденту.
Единственный литовский христианский святой Казимир, внук знаменитого Ягайлы и сын Великого князя литовского Казимира Четвертого, был литовским княжичем и польским королевичем. Родился в Кракове 3 октября 1458, скончался от туберкулеза 4 марта 1484 в Гродно. Держал обет целомудрия, потому отказался от брака с дочерью императора Фридриха III. После смерти его имя было использовано в политических играх в борьбе с православными и реформатами. Было провозглашено, что при жизни Казимир отличался набожностью, скромностью, а что он был блестяще образован - это правда. Умер он не мученической смертью. Чудеса, связанные с именем Казимира, начались уже после его смерти, и спустя 120 лет после смерти был официально признан святым.
В связи с канонизацией был вскрыт гроб Казимира и останки его, по свидетельству очевидцев, оказались нетронутыми тленом. Церемония канонизации состоялась в 1604 году в кафедральном соборе Св. Станислава в Вильне.
Со смертью приключения Казимира не закончились. Умер он в Гродно, а похоронили в Вильнюсе. В 1604 году вскрыли гроб. В 1636 году мощи святого были торжественно перенесены в капеллу Святого Казимира кафедрального собора. В 1953 году мощи были перенесены в костёл Святых Петра и Павла. 4 марта 1989 года мощи были торжественно перенесены в возвращённый верующим кафедральный собор...

Св. Казимир. Картина неизвестного художника, 1520 год.

4 марта, день смерти Св. Казимира, еще со времен его отца-князя, в церкви служилась месса, а с 1636 года - по некоторым данным - после мессы начиналась ярмарка сельскохозяйственных орудий и их деталей (косы, топорища, черенки лопат и т. п.), домашней утвари (посуда, корзины). Если это так (с 1636), то сейчас Казюкас проходит в 382-й раз. Однако приходится слышать, что нынче ярмарка проходит в 415-й раз.
Место ярмарки постоянно изменялось: то это была Кафедральная площадь, то Лукишская, по всей набережной Нярис от Зеленого моста до Жверинаса, то на Калварийском рынке... Ныне ярмарка проходит на проспекте Гедимина, Кафедральной площади, на улице Диджёйи у Ратуши и во многих других местах, а также в других городах Литвы и за рубежом - везде, где живут литовцы.

Разумеется, начало весны всегда и до канонизации Казимира было для крестьян Литвы важной вехой на пути к летним сельскохозяйственным работам. В это время прилетали грачи, и 4 марта был старым языческим праздником, Днем грачей. Грачи поедают огромное количество вредителей и с незапамятных времен в это время был языческий праздник начала весны. 4 марта было принято открыть хотя бы ненадолго двери во все помещения с животными, а если позволяла погода, то ненадолго выпустить на волю. Христианство воспользовалось удобной датой и приурочило день смерти Казимира к всеобщему празднику.
Литовцы полюбили этот день и нового святого, он был единственным понятный им христианский святой, свой, так сказать. Он был провозглашен покровителем Литвы, Польши, Вильнюсского края и ремесленников.

В этот день после и во время ярмарки проводились праздничные гуляния, театрализованные процессии, в которых принимали участие мастера-ремесленники, купцы всех гильдий, воины ночной охраны, студенты Вильнюсского университета, городская знать со свитами. (Источник: http://www.ekspresas.co.uk/zmones/sventes/kodel-ir-kaip-atsirado-kaziuko-muge-11822/) Интересно было бы посмотреть, как проходили эти праздники, если еще и еврейский Пурим с его невероятными карнавалами приходился на начало марта, что обычно и бывает.

А вот отрывок из указа о поведении во время ярмарки Казюкаса (из https://kultura.lrytas.lt/meno-pulsas/2018/03/02/news/kaziuko-muge-ne-tik-pirkti-bet-ir-akis-paganyti-4952659/), перевод мой.

Как должна себя вести каждая богобоязненная и вежливая особа на ярмарке, на собрании своей гильдии и в других сходках

1. Не дай Бог не дозволено набулькавшись горелки шататься меж людей и своим непереносимым смрадом и индюшиной болтовнёй возмущать общество.
Если кто так поступит, судья оштрафует такого охламона на 30 литовских грошей, а если у того нет денег, то послать копать ров под стенами Вильнюса глубиной в 10 аршин.
2. Не дозволено при всех сморкать в ладонь содержимое носа, а потом вытирать ее о стенки повозок и об одёжу других. Кто так поступит, с того взыскать 20 грошей и отправить на неделю в кузницу раздувать огонь.
3. Не дозволено бросать из своих карманов и карманов соседей по телеге перья, мусор, гнилую репу, кудель, а также изношенные лапти и другие негодные вещи.
Если так будет, то штрафовать такого на 50 литовских грошей или послать на неделю чистить конюшню воеводы.
4. За разбитый глаз при всем обществе - 45 грошей,
За оторванную полу зипуна - 35 грошей,
За тычок по заднице - 50 грошей,
За выдирание волос из-за мести - 60 грошей, а из-за озорства - 1 золотой.
Эти установления действительны для всех простых людей, но не для дворян или шляхты.
Издано в Вильнюсе, 1636 год в день Св. Рокаса.

Забавно. Воспитание - важная штука.

Нынче вырвалась словно из плена весна весна оказалась на редкость морозной, в Вильнюсе -16 градусов, полно снега, и ярмарка потеряла некоторых своих участников, заранее записавшихся, но испугавшихся мороза. Такие были из южных стран - из Италии, например. Но фотографии радуют обилием веселых лиц. Вот прошлогодняя ярмарка с высоты птичьего полета.




Большая подборка фотографий ярмарки этого года, которые невозможно скопировать, но на которых можно полюбоваться снегом в начале марта: https://kultura.lrytas.lt/meno-pulsas/2018/03/02/news/kaziuko-muge-ne-tik-pirkti-bet-ir-akis-paganyti-4952659/

  • 1
Спасибо, Инесса, так интересно и красиво! вспомнила вдруг, что у меня была такая верба - подарок литовского поклонника.

Вот здорово! Пахла приятно, правда? Травами.

Edited at 2018-03-05 06:03 pm (UTC)

Спасибо, Инесса! Жалко, что я попаду в Литву поздновато, чтобы купить себе вербу. Ни разу не побывала на ярмарке, увы...

Собираешься в Литву? Когда?

Красиво и интересно.

Очень хотели поехать на Казюкас, но все-все-все завалило снегом)))).
Удивительный праздник, очень его люблю....

Да, погодка в этом году подкачала.

Как интересно, хотела бы я себе в дом такую вербу. А фигурные деревянные штуковины это прялки?

Или прялки, или веретена.

Какое разнообразие народного творчества!

Да, литовцы на все руки мастера! Их не успели от работы отучить за 50 лет советской власти.

Воспитательный указ позабавил ))

  • 1