in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Categories:

Борисовка Белгородской области

Борисовская Богородицко-Тихвинская обитель, женский монастырь, существовавший на Кутянской горе Борисовки на протяжении двухсот лет

С самого раннего детства до 25 лет каждое лето я проводила на родине дедушки, в посёлке Борисовка Белгородской области. Когда в 1901 году родился дедушка, поселок назывался СЛОБОДА БОРИСОВКА ГРАЙВОРОНСКОГО УЕЗДА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ, в ней проживало 21-25 тысяч жителей. Не хило даже для городка, не только для поселка. Поселок был совершенно необыкновенный: не сельскохозяйственный, а монастырско-ремесленнический. Его жизнь определяли три фактора: наличие монастыря, являвшегося крупным духовным (просветительским, воспитательным, благотворительным-медицинским и др.) центром, развитие многочисленных ремесел вместе с ярмарками, и развитие искусств - благодаря деятельности графов Шереметевых. Попробую рассказать об этом, как я это понимаю.
Борисовка расположена на юге Cреднерусской возвышенности, которая простирается с севера на юг от Валдая до меловых гор Белгородской области. От Борисовки до границы с Украиной около 20 км, до Харькова – около 60 км. Население Борисовки разговаривало на украинском языке, несколько разбавленном за советское время русским; до революции украинский язык наряду с русским был в школе, в гимназии и реальном училище. Мой дед считал себя украинцем. Фамилии в селе сплошь были украинские, как и у деда. Как я поняла, народ сюда бежал от притеснений; какое-то было противостояние в XVII веке и этим и объясняется, что пришлый народ оказался в основном ремесленниками, а не крестьянами с традиционной для окрестных русских деревень - Крюково, например,- сельско-хозяйственной ориентацией. Украинскими были также близлежащие сёла Стригуны и Красный Куток, земля последнего принадлежала монастырю.


Борисовка. Вид на Михайловскую церковь

Посёлок Борисовка расположен на низком левом берегу реки Ворсклы, притока Днепра. На правом высоком две горы – Кутянская и Усова. На Кутянской горе на месте Тихвинского монастыря в советское время помещалась школа-интернат и большая берёзовая роща, а за монастырём (рощей) начинался огромный лиственный лес. Лес этот приметил ещё Пётр I и повелел его сохранить, учредил заповедник. Заповедник называется «Лес на Ворскле», существует по сию пору, это одно из красивейших мест в России. Он является учебной базой Ленинградского университета, там проходят практику студенты-биологи. В годы революции заповедный лес спас от вырубки профессор-энтомолог Сергей Иванович Малышев, уроженец Борисовки, семья которого была дружна с дедушкой и бабушкой. Лес простирается на площади примерно 50 квадратных километров, из одного конца в другой идёшь полтора-два часа. На опушках леса и полянах растут 350-летние дубы. Их размеры таковы, что когда дедушка предлагал мне с ребятишками взяться за руки вокруг дуба, то шестерых вместе с дедушкой порой не хватало, чтобы обнять дуб-богатырь.



Название Борисовки проистекает от имени сподвижника Петра I графа Бориса Петровича Шереметева. Он был воеводой Белгородской крепости в 1688-1696 годах, и в 1706 году получил от Петра это село с окрестными плодородными пашнями. В тех местах происходило передвижение русских и шведских войск в 1708-1709 годах, и Петр I неоднократно останавливался в Борисовке у своего фельдмаршала. Пушкин, перечисляя в поэме «Полтава» сподвижников Петра I, дает очень точную характеристику Шереметеву – «благородный».
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев
Прервали свой голодный рев.
И се — равнину оглашая
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин.


Действительно, фельдмаршал Шереметев, представитель древнего рода, по воспоминаниям многих современников, отличался особым внутренним благородством, а кроме того, глубокой верой. Во всех походах фельдмаршала сопровождал особо чтимый им «знаменосный» Тихвинский образ Божией Матери, ни одно сражение не начиналось без молебна перед этой иконой. Отправляясь на Полтавское сражение, Борис Петрович дал обет построить в случае победы монастырь в честь любимой иконы, поместив перед битвой у себя на груди маленький медный Тихвинский образ. Решив в 1709 году дать шведам генеральное сражение, Петр I назначил его на 26 июня. По совпадению именно в этот день совершалось празднование чудотворной Тихвинской иконы. И благочестивый фельдмаршал уговорил государя отсрочить сражение на один день, чтобы почтить праздник торжественным богослужением и испросить русскому воинству покров и заступничество Божией Матери. Авторитет Шереметева был таков, что царь послушался своего фельдмаршала. Днем позже, командуя центром русской армии, Шереметев отличился беспримерным мужеством. Находясь под жесточайшим огнем, он остался невредимым, хотя пуля, пробив латы и платье фельдмаршала, задела рубашку, проглядывавшую из-под расстегнутого камзола. Легенда гласит, что именно Тихвинский образок на груди защитил его от смерти.
Возвращаясь после победы из-под Полтавы, Петр I заехал к своему соратнику и другу в имение Борисовка в Курской губернии и прогостил там шесть недель.


Борисовский монастырь в начале 20 века

Согласно легенде, Петр I сам выбрал место для будущего монастыря. Обозревая окрестности, он обратил внимание на гору над речкой Ворсклой, приказал изготовить большой деревянный крест и собственноручно водрузил его на вершине, назначая тем самым место для построения будущего Преображенского храма. Главная же церковь, уже по воле графа Шереметева, была устроена во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а монастырь получил наименование Богородицко-Тихвинского. Фельдмаршал подарил в обитель «знаменосную» Тихвинскую икону, ту самую, что сопровождала его в Полтавском сражении. К 1713 году для монахинь были выстроены и церковь, и колоколенка, и погреба, и «светлицы», разбиты монастырские сады с яблоневыми, грушевыми, сливовыми деревьями. Но самое необычное случилось в 1714 году. 1 января был утвержден устав монастыря, составленный самим Шереметевым. Назывался он «Завет или артикул, как содержать новопостроенную обитель». Редчайший случай в истории: устав монастыря составляет не монах, не старец-аскет, не митрополит, а полководец, фельдмаршал, дипломат, ближайший помощник императора Петра, «прославившегося» подозрительным отношениям к попам и монахам! (Дм. Кочетов, http://borisovka.ucoz.ru/news/borisovskij_bogorodicko_tikhvinskij_zhenskij_monastyr/2011-12-18-11)

Вот как поэтично пишется о монастыре в "Историческом описании Борисовской Тихвинской пустыни", составленной по монастырским документам и записям Архимандритом Леонидом. (http://borisovka.ucoz./news/glava_iz_knigi_istoricheskoe_opisanie_borisovskoj_tikhvinskoj_devichej_pustyni/2012-01-03-58): "Обитель стоит на высокой горе, омываемой с юговосточной стороны рекою Ворсклою; с вершины горы во все стороны открываются живописные, постине ненаглядные виды. На востоке, под самою горою,которая имеет с сей стороны... почти отвесный утес, похожий на стену, протекает излучистая река Ворскла, окаймленная привольными лугами; на реке местами разбросаны маленькие островки, покрытые зеленью трав; на островках растут деревья, преимущественно верба, бросая тень и на светлую зелень, и на зеркало вод"...
Я решительно не в силах соперничать со столь любовным описанием местности, знакомой мне с детства, хоть и изменившейся частично за годы советской власти. Мне остается лишь отослать любознательного читателя к вышеупомянутому труду Архимандрита.
К 1917 году Богородицко-Тихвинский монастырь представлял из себя следующее. Обитель имела три храма - Тихвинский каменный, без колокольни, построен в 1826 г. на средства графа Д. Н. Шереметева. Преображенский каменный, двупрестольный храм с колокольней был построен в 1862 г. также на средства графа Д.Н. Шереметева и других жертвователей. Строительство Николаевского больничного храма (как и самой больницы) начала в 1901 г. на монастырские и пожертвованные средства еще игуменья Дорофея, закончила же строительство в 1903 г. игуменья Лариса. Храм находился на втором этаже каменного больничного корпуса, сам же при этом был деревянный и обложен кирпичом. Помимо трех церквей и больничного корпуса в монастыре находились игуменский корпус, пять корпусов для 24-х монахинь, два корпуса для бедных монахинь, две гостиницы, трапезная, просфорная, дом для сторожей, дом с лавкой, школа и множество других построек, в массе своей деревянных.

С установлением в стране "диктатуры пролетариата" жизнь обители существенно поменялась - опека семьи Шереметевых по понятным причинам прекратилась, иконодельческий промысел усилиями советской власти вымер и монастырь довольно быстро вернулся к бедственному положению. Монастырь постоянно грабили и поджигали, монахинь распустили. C 15 октября 1923 года все имущество, помещения и земли монастыря были отданы детдому. Последний получил название "Детдом Новый СВЕТ имени КАРЛА ЛИБКНЕХТА". (подробнее см. http://borisovka.ucoz.ru/news/sudba_obiteli/2011-12-18-15)


Борисовский Богородицко-Тихвинский женский монастырь. Единственное сохранившееся здание, 2007. Полвека назад таких корпусов было несколько, четыре или пять.

Развитие искусств. Художники

С основанием женской обители Шереметев прислал из Петербурга в Борисовку живописца Игнатьева, а потом и других художников для иконописных работ в возводимых монастырских церквах и обучения монахинь и местных жителей основам иконописания. Дело это в Борисовке привилось и настолько окрепло, что уже в начале XIX столетия о борисовских иконах знала вся страна. Сестры занимались иконописью, дощечным, киотным, позолотным и «иконообдельческим» ремеслом, то есть украшали иконы золотой и серебряной фольгой. К началу XX века иконы в Борисовке писало, по одним данным, 442 человека, по другим (М.Цапенко, "По западным землям, курским и белгородским") - около 800 человек, а кустарей, занимающихся другими художественными промыслами вообще - 1374 человека. Борисовские иконописцы славились далеко за пределами села. Некоторые ездили учиться в Петербург. Так, борисовчанин художник Д.Бесперчий (1825-1913), работы которого экспонируются в Киевском, Харьковском и Сумском музеях, акварелист и иллюстратор произведений В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова и Н. Гоголя был учеником К. Брюллова и учителем художников Г.Семирадского и С.Василенко. Основной но деятельностью было преподавание (в Нежинском лицее, гимназиях Харькова), и есть несколько отзывов о нем как об Учителе с большой буквы. Ученик Агафонов так пишет о нем: "Дмитрий Иванович – ученик К.Брюллова, и тот огонь, который зажег в нем своими проповедями этот, тогда известнейший русский художник, принес к нам в провинцию Дмитрий Иванович, тщательно берег его, и, зажигая в каждом из нас, и до сих пор теплятся эти тысячи неугасаемых лампадок, и это – лучшая память о чудеснейшем человеке". (см. http://librar.org.ua/sections_load.php?s=art&id=200&start=2). Д. Бесперчий часто навещал родную Борисовку и писал пейзажи и жанровые сценки родного края. К сожалению, мне не удалось найти в интернете его картину "Окраина слободы у столбовой дороги". Всё художественное наследие Безперчия (Бесперчего) его жена передала в Харьковский музей изобразительного искусства. При пожаре здания музея во время Великой Отечественной войны в оккупированном Харькове большое количество его акварелей погибло.

Д. Безперчий. Автопортрет.

Д. Безперчий. Бандурист

В Борисовке родились и другие художники: Александр Вениаминович Хвостенко - театральный художник и график (в 1948-1952 - главный художник театра Оперы и балета г. Киева), Василий Вениаминович Хвостенко - график и живописец, занимавшийся возрождением древней техники письма - энкаустикой. Энкаустика - живопись, выполняемая горячими восковыми красками, которые вжигаются в дерево металлическими инструментами. Cила восковой живописи огромна. Берет начало она в Древнем Египте около 5 000 лет назад. Расцвет живописи приходится на V - Ш века до н.э. в Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Фаюмские потреты выполнены в этой технике. К ХП веку ее следы исчезли. В эпоху Возрождения разгадать тайну энкаустической живописи пытался Леонардо да Винчи. В 1935 (!) году в России раскрыть тайну энкаустики удалось Василию Вениаминовичу Хвостенко, но за это открытие художник поплатился жизнью: в процессе исследований он отравился парами ртути. Вот страница из книги В. Хвостенко "Техника энкаустики" (М. 1968), выполненная с использованием сосновой смолы:



Музыканты-борисовчане

Итак, вернемся в 18 век. Деятельность Шереметевых по развитию в Борисовке искусств велась с большим размахом: у них был крупный театр из крепостных, капелла. Певчих для капеллы и театра посылали учиться в Италию, вернувшись, они занимались дирижёрской, композиторской и педагогической деятельностью, выступали в Петербурге. Как раз к 1766 году (год рождения выдающегося композитора С.А. Дегтярева) шереметевская капелла значительно увеличивается и совершенствуется. В эти годы для нужд капеллы в Борисовке создается одна из первых в России особая певческая школа, которая выявляла хорошие детские голоса и давала юным хористам начальное музыкальное образование и певческие навыки. Выполняя один из подобных "заказов" для капеллы, вотчинное начальство остановило свой выбор на семилетнем Степане Дегтяреве, которому суждено было впоследствии возглавить хор крепостных Шереметева и сделать его образцом певческого исполнительства конца XVIII века, стать одним из крупнейших композиторов своего времени, автором первой русской оратории на национальный сюжет "Минин и Пожарский" и десятков концертов, ставших классическими. С.Дегтярёв учился у Рубини и Сарти, в 1806 году он перевёл с итальянского книгу В.Монфредини по теории музыки. К началу 1790-х годов Шереметевский хор состоял примерно из сорока человек, тщательным отбором которых занимался сам Дегтярев. Это была пора расцвета капеллы, ставшей при нем соперницей Придворной, которую возглавлял сам Бортнянский. Степан Аникиевич Дегтярев (1766-1813) В ютъюбе есть увертюра С. Дегтярева к к оратории "Минин и Пожарский", я была поражена профессионализмом простого "борисовского парня", да еще крепостного. Какая оркестровка, какой тематизм, какая композиторская работа, какое знание Моцарта! Обратите внимание: все это написано до Россини, почти одновременно с ним, но чуть раньше!



После смерти Н.П.Шереметева (1809) совет по опеке малолетнего графа Дмитрия Николаевича сократил хор до девяти человек, только для служб в домашней церкви. В капельмейстере Дегтяреве нужды не было... Ему назначили небольшую пенсию, оставив крепостным, выдали паспорт с правом самому заботиться о крове и содержании семьи. Для больного туберкулезом Дегтярева наступили годы борьбы за существование и удивительно плодотворного труда, завершившиеся блестящим успехом, всеобщим признанием и... нищетой. Он умер 23 апреля 1813 года. Жена и трое детей его несколько лет фактически жили милостыней. Официальная вольная была дана 4 августа 1815, через 2 года после смерти композитора. Шереметевская капелла пришла в упадок.

Возрождать ее славу будет спустя двадцать лет Гавриил Ломакин, родившийся за год до смерти Дегтярева в той же слободе Борисовке. С 1830 года Гавиил Якимович Ломакин- преподаватель пения капеллы Шереметевых; в 1850-1872 - ее руководитель, популярный капельмейстер столицы. Воспитанниками Ломакина были известные дирижер Ю.Н. Голицын, А. и К. Лядовы (отец и дядя композитора А.К. Лядова), вокалисты А. Я. Воробьева (Петрова), П. И. Кармалина, И. А. Мельников. В руководимым Ломакиным хоре училища правоведения пели П. И. Чайковский, будущий композитор A. M. Серов и будущий критик Б. Б. Стасов, навсегда сохранившие уважительное отношение к учителю.



Около 13 лет Г.Я Ломакин служил в должности главного учителя Придворной певческой капеллы. В период его деятельности капелла и хор Шереметевых считались лучшими не только в России, но и в Европе. Об их концертах с восторгом отзывались Полина Виардо-Гарсиа, Г. Берлиоз, Ф. Лист и многие другие. Капелла внесла огромный вклад в становление отечественного профессионального хорового искусства.
Г. Я. Ломакину принадлежит заслуга в изучении древнерусской гармонии, открытии некоторых ее законов и их использования в переложениях в композиции. Музыкально-педагогическая система Ломакина, вызывавшая восхищение современников, в определенной мере обобщена в его многочисленных «Методах» и «Руководствах к обучению пению в народных школах», служивших ценным пособием до конца XIX века для учителей пения.
В последние годы жизни Ломакин, по предложению Б.Б. Стасова, составил «Автобиографические записки», опубликованные посмертно в 1886 году в журнале «Русская старина». Часть этих записок доступна в интернете. Я была поражена, читая их. Живо и по-деловому, ярко пишет Ломакин о том, как славно нагружали его работой по приведению в гармонию весь годичный обиход церковного пения (он исписал таким образом более двух тысяч страниц) и как увиливали от награждения, причем надували бессовестно, беря у него деньги на издание колоссального труда, им проделанного, деньги и долго не делясь вознаграждением и доходами от продаж... Ломакина-композитора некоторые современники ставили рядом с А.С. Даргомыжским и вторым после М. И. Глинки. Написанные талантливо, с композиторским мастерством и отличным знанием голоса, его многочисленные романсы, песни, хоры, обработки народных песен и сегодня не утратили художественной ценности.



И все же, думается, главной заслугой Ломакина стало, совместно с Балакиревым и при поддержке Стасова, основание в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Ломакин рассказывал, с каким удивлением граф Шереметев наблюдал нескончаемый поток людей, жаждущих записаться в школу. Тут были мелкие чиновники и студенты, ремесленники и врачи, учителя и лавочные сидельцы — в основном все демократическая публика. Программа обучения предусматривала занятия сольфеджио, элементарной теорией, постановкой голоса. Проектировался также класс скрипки. Самое же большое внимание отводилось спевкам и репетициям к концертам. Ломакин и Балакирев работали самозабвенно, не считаясь ни со временем, ни с затратой сил. Таким же энтузиазмом были охвачены и учащиеся. За короткий срок они подготовили программу и показали свои достижения взыскательным столичным слушателям. Бесплатная музыкальная школа была открыта в тот же год, что и первая в России консерватория, и была ей противопоставлена, став серьезной конкуренткой. На базе Бесплатной музыкальной школы возник балакиревский кружок - "Могучая кучка" русских композиторов.

В советское время некоторые выходцы из Борисовки стали профессиональными музыкантами. В.Хвостенко - музыковед, автор задачника по элементарной теории музыки, наводил на нас, теоретиков музыкального училища, своими хитроумными задачами ужас. Решить их - значило стать профессионалом. Один дедушкин знакомый борисовчанин пел в хоре Свешникова, другой - бас Мыкола Савченко - был солистом Одесского оперного театра. Но к пению в быту, процветавшему до революции, например, на молодёжных вечеринках, когда, по рассказам дедушки, то с одной, то с другой стороны доносилось хоровое пение, - в советское время борисовчане, как и весь советский народ, были уже не так склонны. Пожилые люди пели хором на застольях, да существовал большой духовой оркестр, игравший на любых похоронах. Оркестр, игравший в 60-70-е годы на танцах в бывшем Шереметевском парке, мог бы соперничать со столичным. Ах, да, я не написала про парк Шереметевых.

Парк. Что осталось от архитектуры.Ремесла

Монастырь Тихвинская девичья пустынь находился на высоком правом берегу Ворсклы. На левом, пойменном, располагалась большая часть села и графский парк. У Шереметевых в Борисовке была усадьба с парком, в которой находился построенный для Петра деревянный двухэтажный домик, рядом с которым стояли шведские трофейные пушки. Домик был сожжён во время революции 1905 года, в местном краеведческом музее находится его макет.

БОРИСОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Живописный парк Шереметьева на берегу Ворсклы в советское время существовал, туда борисовская молодёжь приходила на танцы, а в 60-х годах ещё функционировали разные аттракционы; качели, карусели, и детям, и взрослым там приятно было погулять, продавалось мороженое. Пишут, что сейчас там есть стадион, хоккейная площадка, пруд. Из архитектурных памятников у меня в памяти сохранились только красивые старинные каменные ворота при входе.

ВОРОТА В БЫВШИЙ ПАРК ШЕРЕМЕТЕВЫХ

Из других ремесел, которыми традиционно занимались борисовчане, следует упомянуть гончаров, бондарей, кузнецов и т.д. Были развиты вышивка, ткачество, изготовление расписной гончарной посуды, металлических золочёных изделий. По всей России расходились борисовские «камчатные скатерти. Изделия фабрики керамических изделий наряду с ширпотребом обнаруживали и признаки хорошего вкуса. В http://keramika.intbel.ru/history.html читаем: В конце XIX века в Борисовке насчитывалось более 100 дворов, принадлежащих гончарам. Борисовские гончары, в отличие от мастеров Курской губернии жили исключительно промыслом, забросив свои земельные наделы. Большая часть гончаров работала всей семьёй... в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины... Характерные черты для Борисовской посуды округлые формы тулова, конусообразные в основании. В форме четко выявлено назначение вещи – она строго функциональна по назначению и сдержана по декору. Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита. Богатство края - плодородное Черноземье, бескрайние поля желтеющих хлебов и подсолнухов, дубрав, обозначило цветовую палитру присущую промыслу, которая в основном состоит из коричневого, зеленого и желтого цвета, наносимого на красно – коричневый черепок. Борисовская керамика С 1978 года многие изделия, производимые на Борисовской фабрике, художественным советом Белгородской области отнесены к изделиям народных художественных промыслов. На сегодняшний день Борисовская керамика стала одним из самых крупных в России производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины и несомненным лидером по объемам производства горшков для жаркого и запекания (оттуда же).



Кроме начальной школы, в Борисовке были гимназия с гуманитарным уклоном, и реальное училище с естественнонаучным. Образования, полученного в этих учебных заведениях, было достаточно, чтобы поступить в петроградские вузы и самому давать в Петрограде уроки. И в гимназии, и в училище устраивались театрализованные вечера, посвященные знаменитым поэтам и писателям, в частности, Гоголю и Шевченко. Большую облагораживающую и воспитательную работу вела православная церковь, в том числе упоминавшийся монастырь. При советской власти в помещении бывшей Троицкой церкви был устроен клуб - кинозал, танцзал и очень богатая библиотека. На развалинах Никольской церкви построена автостанция. В здании бывшей гимназии располагается отделение милиции.

Б. Троицкая церковь, в советское время - клуб с богатейшей библиотекой



Функционировали детские музыкальная и художественная школы. Недавно (декабрь 2006г.) по 1 каналу Российского телевидения передали, что в Борисовской детской художественной школе введена дополнительная дисциплина - иконопись. Иконопись можно вновь ввести в программу художественной школы. Что делать с духовным обнищанием народа, сказать труднее. И уж, конечно, никогда не зазвучат в воскресенье, перекликаясь, колокола двух монастырских и полутора десятков общеприходских церквей, звон которых так прекрасно был слышен с Усовой горы, с которой открывался раньше изумительный вид на пойму Ворсклы и блестящие золотые купола. Из всех церквей осталась только Михайловская, одна из самых бедных в округе.




Внутреннее убранство церкви Св. Архангела Михаила

Коллективизация мало затронула эту деревню, как раз вследствие неаграрной направленности интересов её жителей. Они просто потеряли те земли, которые имели за пределами села, и обрабатывать которые нанимали крестьян из соседних деревень. Никаких колхозов вблизи Борисовки не было. Был огромный совхоз, на нём работали вольнонаёмные работники. Совхоз имел гигантский яблоневый и ягодный (малина, смородина) сад, большую животноводческую ферму и распахивал землю под пшеницу, подсолнух и кукурузу, которая там прекрасно вызревала.В 70-х годах Усову гору срыли, добывая песок для строительства в центре Борисовки пятиэтажных домов, зияющий карьер так и оставили. Местные нравы и обычаи Население Борисовки было в основном украинское. В гимназии и реальном училище до революции изучали украинский язык и литературу. Песни также пелись преимущественно украинские. Потому ли, что по роду занятий борисовчане не были крестьянами, или по какой-то другой причине, но Борисовка была в советское время селом, выделявшимся среди окрестных деревень хулиганством и воровством. Возможно, так было и ранее. Ведь даже официальные, то есть исконные фамилии соседей звучали как – Расколинос, Перебейнос и т.д., не говоря уже о прозвищах. Учительница в школе перед торжественной встречей с Героем Советского Союза В.Маресьевым (прототипом "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого) умоляла школьников «поприличнее себя вести, а то, вы ведь знаете, Борисовка отличается своим хамством... Возможно, и тут сыграло роль трехвековое происхождение населения деревни. Бежали они сюда из Украины в силу своего бунтарства.

Хотя у всех в садах росли фруктовые деревья, во время поспевания шпанки (испанской черешни), вишни, ранних сортов яблок хозяева всегда должны были быть начеку – спускать на ночь собак, выходить по ночам проверять, не орудует ли в саду какой-нибудь ракло, то есть хулиган, вор. Шпанка Совхозному саду тоже доставалось. Регулярно к поспеванию белого налива молодёжь договаривалась идти красть яблоки. Это было опасно, так как совхозный сад охраняли обученные собаки.



Этот текст написан в 2006 году по воспоминаниям полувековой давности.
Многое изменилось. Будем надеяться, что к лучшему.
Tags: #городаивесиБ, краеведение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments