?
Previous Entry Share Flag Next Entry
Вопросы образования
Я у Средиземного моря
in_es
Вопросы школьного образования поставил в своей новой книге Дмитрий Чернышёв ака mi3ch "Вертикальный прогресс: как сделать, чтобы дети полюбили школу". Книга написана страстно - с надеждой и негодованием - и взывает к дискуссии.



Первая глава книги - рассказ о прусской системе образования, ставшей основой для советской и российской.
Меня поразило, что одной из причин революции 1848 года в Пруссии была названа слишком большая либеральность и "сверхобразованность" учителей, и в результате с 1854 года специальными "Регулятивами" образованность учителей стали ограничивать! "Ценностью стало не общегуманитарное образование школьников, а традиционный, верноподданнический, ограниченный образ мыслей и верность установленным авторитетам". Тем не менее стандартизированный подход к образованию продолжал давать положительные плоды, к концу XIX века 90% населения всех сословий были образованными, что помогло Пруссии выигрывать войны и развивать промышленность.
Автор справедливо пишет о минусах современной школы, он перечисляет 14 пунктов этих минусов, из-за которых школа становилась для многих из нас, школьников, истинным мучением, и я с ними я абсолютно согласна.
Изменяющийся мир ставит новые задачи для человека и человечества, и старые принципы всеобщего образования уже не работают.
Среднего ученика не существует, нужна индивидуализация. Не может существовать единая программа обучения для всех. Необходимо научить (или просто - не отучить) ученика задавать вопросы и искать на них разные ответы, а не один. Нужно давать возможность детям экспериментировать, то есть учиться самим и находить дорогу к ответу/ответам. Следует возродить ланкастерскую систему обучения (когда дети учат детей, второклассник учит первоклассника) - это повышает качество знаний обучающего, его уверенность в себе, учит общению; такое вертикальное обучение не отменяет фигуры учителя, который лучше, чтобы был наставником.

Много места в книге уделяется вопросам контроля и дисциплины. "В каких еще местах [до того говорилось о тюрьме - И.З.] люди все время на виду? В сумасшедшем доме, в полицейском участке и в школе".
Не знаю. Мы в поликлинике тоже все время на виду. Даже в комнату персонала (где долго находиться нельзя и невозможно) может заглянуть начальство, и тут самое важное - нормальный ли человек начальник или нет. Водитель автобуса тоже все время на виду. И сам полицейский, и балерина на сцене и в классе. Не это проблема, что мы на виду, проблема, кто оценивает. Человек ли он или духовный калека.

В одной из глав рассказывается о насилии над детьми - побоях и унижении. Общество предупреждения жестокости по отношению к детям возникло в Англии, пишет автор, спустя 60 лет после возникновения Общества по предотвращению жесткости к животным (1824), а гуманист Лев Толстой в Новой азбуке в 1875 году без зазрения совести писал: "Катя шила шубу. Таня жила дома. Маша била Васю. Тетя била Петю... Был у Миши кнут. Он им всех бил. Раз он бил кошку няни"...
Считалось, что без телесных наказаний невозможно научить детей ничему, и невозможно поддерживать в классе дисциплину.
Нам сейчас это кажется диким. Будем надеяться, что исчезнут и другие отрицательные стороны школьной жизни, о которых с болью пишет Д. Чернышёв.

Автор рассуждает и о системе поощрений и наказаний. Нужны ли оценки? Вправду ли поощряют высокие оценки? Улучшают или ухудшают успеваемость ученика низкие оценки? Нужно ли наказывать за ошибку (оценкой)? Не толкает ли учеников на мошенничество система оценок?

В чем состоит работа и задача учителя? Как воспитывать патриотизм? Можно ли героизировать войну? Может ли быть примером для подражания человек, который убивает людей? Даже на войне? А ребенок, который убивает людей? На войне ("Неуловимые мстители")? Кто может и должен быть героем нации и человечества? У Дмитрия Чернышёва есть кандидаты, не волнуйтесь! Да еще какие!

Как можно обучать с помощью игр? К чему приводит запрет на игры? Насколько важно критическое мышление? Как развивать креативность и фантазию? Какие нужны учебники и чем плохи современные? Как научить ребенка контролировать свой гнев? Как организовать дискуссию в классе? Каковы принципы школьного образования в других странах?

Очень интересна глава об образовании в Финляндии (принципы: равенство, индивидуальность,доверие, практичность, добровольность, самостоятельность и пр.).
К сожалению, про Израиль сказана только пара фраз: обязательность волонтерства и праздник по поводу первого появления ученика в очках (чтобы дети не стеснялись их носить).
И вот тут я должна кое-что заметить.

Школа в Израиле - один из моих самых болезненных моментов. Дисциплина, о которой так сокрушается автор книги, здесь неизвестна. Вы даже представить себе не можете, к каким плачевным последствиям это приводит. Здесь нет дисциплины, здесь нет уважения к старшим (всем говорят ты - а Д. Чернышев пишет, что хорошо бы ученикам говорить вы... эх... вы нет вообще в иврите). Все кричат. На родительском собрании все родители кричат одновременно. Естественно, дети тоже кричат. Нарушена система иерархических ценностей, в школе ученик ни во что не ставит учителя (а, да, еще 20 лет назад только 30% учителей были с высшим образованием), а потом пациенты начинают избивать врачей и медсестер, потому что они воспитаны так, что все обязаны их обслуживать. Учитель их обслуживает, врач их обслуживает, это правильное отношение? Родители обслуживают ребенка (школьника) - это правильное отношение?
Когда это началось? Одна старая бывшая учительница рассказала мне, что в 50-х годах после службы в армии слишком многие молодые люди стали покидать страну. И было решено заставить детей полюбить страну. Как? А все им разрешать. Чтобы так хорошо, как здесь, им нигде не было. Все можно. В Европе не все можно, там есть правила, а тут нет.
И молодежь после поездок за границу перестала там оставаться.

А хорошего в израильских школах много: не все обязаны учиться по одной и той же программе. В 8 (кажется) классе надо выбрать три предмета, которые ты хочешь учить по усиленной программе, и тогда остальные можно учить по облегченной. Это хорошо (правда, многие русскоязычные учащиеся просят выбрать пять, а не три предмета, и есть несколько школ, где это разрешено).
Экзамены можно сдавать в несколько приемов, не весь материал за один раз, и существует несколько дат, когда их можно сдавать, а не одна-единственная. Выпускные экзамены сдаются в течение года, а то и полутора лет.

Оценки выставляются здесь так, что только ты их и знаешь. В младших классах оценок нет. Это не всегда хорошо. Это большой вопрос. Домашних заданий в младших классах обычно нет. Это очень нехорошо: ребенок не приучается работать самостоятельно. Он привыкает не делать домашних заданий, а когда в 12 лет, в 7 классе начинаются серьезные задания, он уже не может привыкнуть. Он не приучен! Ему трудно!

Напоследок скажу, что если хотя бы короновирус заставит правительства всех стран уменьшить количество детей в классах, это уже будет отлично.
А если нынешняя безработица поспособствует увеличению количества учителей, то тоже хорошо.
А если еще и качество учителей возрастет, если учителя будут прежде всего людьми, образованными и гуманными, просвещенными и будут обладать правами, авторитетом, уверенностью в себе, будут любить свою работу и получать хорошую зарплату, то... Тогда нужна будет просто реформа образования, рекомендованная Дмитрием Чернышевым.
Только кто сидит в министерстве просвещения? В министерстве культуры? С кем вы, мастера культуры?



  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Очень интересно было узнать про израильскую школу.

Смешной случай в школе

Моя дочка первую работу получила в школе, учителем английского языка в старших классах. Работать она должна была в школе Реховота. В Ркховоте расположн институт Вейцмана, и в большинстве интеллигентных семей дома говорят по-английски. Дочка прошла конкурс, она была единственным в школе преподавателем с неродным английским, чем очень гордилась. И вот настал первый день занятий. Дочка заколола волосы и надела строгий костюм, несмотря на жару. Было ей тогда 28 лет, выглядела еще моложе.
В коридоре первым встречным был ученик последнего, видимо, класса. с бородой и усами. Он жевал бутерброд.
Состоялся диалог
- Ты кто? - спросил ученик
- Я ваш новая учительница английского - с достоинством ответила дочь.
- Хочешь откусить? - он протянул ей свой бутерброд.
Дочь доработала год и больше к школе не приближалась.

Очень хороший обзор книги. Молодец.

Вы прочитали книгу? Вам она понравилась?

Нет, даже не слышала про нее до вашего отзыва.

"В Европе есть правила" - есть, но Европа разная. Не могу сказать за всю Европу, но относительно Норвегии скажу: в школах примерно то же самое. Дети могут все, учитель - ничего. Обращение к учителю, да и любому взрослому "эй, ты" - это норма жизни. Разговаривать с учителем сидя и положив ноги на стол - это норма жизни. Такого понятия как "хорошие манеры" в обществе уже нет. И это трагедия.


Да, это очень плохо.
Если бы они еще и могли созидать что-то, эти похуисты. Но пока что я вижу только кокетливые стоны в интернете с посылом: "Мы - потерянное поколение, и вы в этом виноваты".

Интересно. Спор об оценках, оказывается, идёт веками. А школу, кажется, в любой стране критикуют. Никакая система не совершенная. =) Во Франции я считаю странным, что дети учатся с 8 до 16 часов, но при этом совершенно не умеют думать. На математик заучивают наизусть методы решения типичных задач, а как только увидят новое, впадают в кататоническое состояние. У меня в универе было 20 из 20 по математике, при том, что средняя оценка на курсе была 6. Но при этом наука и инженерия гораздо более развита во Франции, чем в России. Так что как-то их система всё-таки работает...

Много возмутительного, есть рациональное, а как работает - время ещё покажет...
Ждала вашей реакции.
Книга очень занимательная и поучительная.

У Митрича очень поверхностные и неполные знания про израильскую школу. Это я как родитель троих говорю. Меня место жительства (покупка более просторного жилья) мы побывали в разных школах. На счет дисциплины, домашних заданий и ппичины того , что детям все позволено, он слегка ошибается. Все как в союзе. Есть школы и есть ДРУГИЕ школы. И в этих других школах и дисциплина присутствует и домашку задают.

Вы немного не поняли. Подробно про израильские школы написала тут я. Это мой опыт, в Беер Шеве и Тель Авиве. Митрич про израильские школы написал только две фразы: про встречу ученика в новых очках и про обязательность волонтерства.

По поводу дисциплины я с тобой все-таки не согласна. Скажем так, нужна золотая середина, которой, по-моему, нет нигде. Когда мы приехали в Израиль, старший сын пошел в 8-й класс. И какой же был приятный контраст с российской школой (гимназией, между прочим). Там на собраниях я все время почему-то вспоминала то про армию, то про тюрьму - именно из-за этой дисциплины, которая ставилась во главу угла. Помню, как во 2-м или в 3-м классе математичка истерично кричала: "Слева надо отступить 5 клеточек! 5!! Объясните это вашим детям, наконец!!" И хотя некоторые учителя были просто отличными, вот этот общий казарменный подход для меня перевешивал все хорошее. Насколько в Изриле все было более "по-семейному", взять хотя бы родительские собрания "втроем": учитель, родитель и ребенок.
Тут, конечно, неважная дисциплина мешала учиться. Но в 10-м классе, когда прошла специализация по направлениям, все наладилось. Израильская система в этом плане довольно гибкая: можно выбрать целое направление (мегама), включающее несколько взаимосвязанных предметов, можно выбрать два независимых предмета (две акбары), а можно вообще делать, скажем, музыку на 10 единиц. При этом есть ряд предметов (иврит, литература, Танах и т.п.), которые на аттестат обязаны сдавать все. Ну, и при изучении обязательных математики и английского можно выбрать один из трех уровней сложности, от самого элементарного до весьма продвинутого. Выпускные экзамены по спецпредметам растянуты на 1,5-2 года, насколько я помню.

Очень многое зависит от конкретных учителей в твоём классе. У нас в Ленинграде был изумительный учитель математики. Прекрасные физичка, химички, биологиня, учительница по рисованию водила нас на выставки в музеи. А рядом преподавали вот такие солдафоны, как вы рассказываете.
И тут мне попалась та Бетти и Со, но есть здесь и Гади, и Виктор, и многие другие чудесные учителя.
Система системой, а личность конкретного учителя решает многое.

Это так. Учитель - вообще ключевая фигура в школе.

  • 1