in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Category:

"Гроссмейстер", 1972

"Я часто слышу: мир это борьба, шахматы - это борьба, жизнь это борьба. Когда люди дерутся, им уже не до истины, важна только победа.
- Разве не так? Важна только победа!
- Победа не всегда за тем, кто прав.
- Ты какой-то абстрактный гуманист. Разве ты не хочешь выиграть?
- Хочу, конечно, но не любой ценой."
Л.Зорин, сценарий фильма "Гроссмейстер"


Недавно shiro-kino.ru сделала подборку фильмов о шахматах. "Защиту Лужина" я смотрела, а потом и с восторгом прочла, а других фильмов не видела. Поэтому большое удовольствие доставила мне немая советская юмористическая короткометражка «Шахматная горячка», 1925 года (режиссёры Всеволод Пудовкин, Николай Шпиковский).



А вот фильм "Гроссмейстер" 1972 года я посмотрела из уважения к недавно почившему в бозе Андрею Мягкову, сыгравшему в нем главную роль. Очень мне хотелось посмотреть, как он играет не в комедии.
Играет так же, с тем же набором своих мимических находок, как и у Рязанова. Играет человека, похожего по характеру на Лукашина и Новосельцева. И фильм, крайне неровный, приобретает цельность благодаря этому большому актеру.
Фильм был малоизвестен в СССР, так как Виктор Корчной, сыгравший тренера главного героя, в 1976 году остался за границей, и картину положили на полку.
Режиссер С. Микаэлян, в эпизодах Михаил Таль, Юрий Авербах, Марк Тайманов, Александр Котов, Пауль Керес...
Чего только не пишут в рецензиях на этот фильм! В основном все хвалят шахматную составляющую ленты, даже финальная партия существовала в действительности (Алаторцев–Холмов, чемпионат СССР 1948).
Но самый замечательный момент - это, конечно, финальная партия. Насколько же ненавязчиво нагнетается саспенс. Натурально - триллер! И ведь подобрали реально сыгранную партию (правда, в реальности черные не нашли выигрыш и пошли по другому варианту). Изысканное завершение. Рождение шедевра.

Относительно самого фильма мнения разошлись.

Фильм безусловно хорош даже тем, что он просто есть. Ибо если посмотреть, что сейчас идет в кинотеатрах и на телеэкранах, можно подумать, что эволюция человечества двинулась вспять: сплошь убийства, извращения, преступность.
Да, фильм о человеческих взаимоотношениях, о совмещении карьеры, интересов, любви и семьи, о совпадении и несовпадении взглядов на мир...
Мне очень понравился мальчик, играющий главного героя в детстве. Он и похож на актера Мягкова, и играет хорошо, и персонаж - вообще уже в детстве-отрочестве знает, чего хочет и чего не хочет.
Мне очень не понравилась девочка, играющая жену Гроссмейстера в детстве. Она не похожа на актрису Малеванную, она не похожа на занимающуюся художественной гимнастикой девочку, на ту, от которой все окружающие мальчишки сходят с ума и дерутся за ее внимание.
Меня не убедил персонаж Ларисы Малеванной. Такая прагматичная, самовлюбленная, высокомерная женщина, по специальности переводчик, - да чтобы отказалась стать женой чиновника, постоянно работающего за границей?! "Не верю"... И Гроссмейстера она не любит, как бы она ни бегала за ним тогда, когда он стал подниматься на волне славы. Они разные люди.



Сильная сторона фильма - чередование кадров других видов спорта с шахматами. Подчеркивается, что шахматы - тоже спорт, в котором нужна борьба и где есть потерпевшие. Герой обсуждает со своей возлюбленной: "Я часто слышу: мир это борьба, шахматы - это борьба, жизнь это борьба. Когда люди дерутся, им уже не до истины, важна только победа. - Разве не так? Важна только победа! - Победа не всегда за тем, кто прав. - Ты какой-то абстрактный гуманист. Разве ты не хочешь выиграть? - Хочу, конечно, но не любой ценой."
То есть ясно, что у молодого человека твердые воззрения на жизнь, коренным образом отличающиеся от ее. Но девушка решает, что она его переделает! Выходит замуж и начинает его мучить... Потом бросает, естественно... Он, естественно, переживает, но остается верен себе.
Очень ярко сделаны эпизоды комментариев шахматных партий народом. Сейчас уже мало кто помнит, а молодое поколение и не знает, как популярны были шахматы в начале 70-х годов. Как буквально вся страна следила за ходом матча Спасский-Фишер. Как вводили шахматы в школьную программу с первого класса.

Еще комментарии: Прекрасно снято, прекрасный сюжет, прекрасные иносказания... порою такие замаскированные, как прозвучавшие невзначай фразы из уст вроде бы абсолютно посторонних персонажей: "пиво нужно пить с солью"...
А какие роли второго плана! Тут и Микаэл Таривердиев, Солоницын, Твеленёва.... (Добавлю - М. Козаков, Э.Виторган, Е.Копелян, Р.Филиппов!)
А какой итог! - женщины выбирают успешных, умеющих разумно рисковать и выигрывать...
Кстати, шахматы здесь не являются основой сюжета, а скорее холстом, на котором рисуется некая волнующая картинка.
8 баллов по 10-бальной шкале фильм вполне заслужил. Романтичный, красивый, символичный.../




Немножко несовременно. Старомодно. Актуально? Да. Потому что снова и снова люди женятся и выходят замуж за партнеров бесконечно далеких духовно. И начинают их переделывать. И мучаются от разладов в семье. Все время одно и то же.
Tags: фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments