in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Categories:

Знакомство с Назаретом. Часть 2.

В прошлый раз мы с вами остановились на осмотре галереи с южной стороны базилики Благовещения. Она оканчивается скульптурой, посвященной исторической встрече Римского Папы Павла VI и константинопольского Патриарха Афинагора I, состоявшейся 5 января 1964 года на Елеонской горе в Иерусалиме. Два христианских прелата нарушили вековое молчание простым жестом объятия, молитвой "Отче наш", чтением Семнадцатой главы Евангелия от Иоанна и несколькими ласковыми словами. Малоизвестная историческая встреча в Иерусалиме отразила заповедь Христа «да будут ученики Его одно» (Иоанна 17.21). Вселенский патриарх впервые за 525 лет - и только второй раз за более чем тысячу - встретился лицом к лицу с римским понтификом. В гроте Святого Семейства здесь, в строящейся над ним базилике, Павел VI отслужил Мессу.



Не могу сказать, что они тут смотрят друг на друга с христианской любовью. Перед ними саркофаг византийского периода.



Его Святейшество покойный Папа Павел VI своим визитом в Святую Землю установил традицию, впоследствии воспринятую его преемниками. Римский понтифик тогда впервые за более чем столетие выехал за границу, впервые римский понтифик полетел на самолете и впервые римский понтифик посетил Иерусалим.



Главным результатом их встречи на Святой земле стал Второй Ватиканский Собор (Vatican II), на котором была выпущена совместная католическо-православная декларация 1965 года. В то же время они сняли взаимное отлучение от церкви, датированное XI веком. Другим результатом более благоприятных отношений между двумя Церквями стало возвращение священных реликвий, которые изначально хранились на Востоке, но были перемещены на Запад после различных крестовых походов.

Пойдемте обратно ко входу в храм. Окно галереи и вид из окна на округу комплекса, но это не городской пейзаж, а принадлежащий сугубо храму.



Слева от центрального входа установлена скульптура Марии, находившаяся ранее во дворе первой церкви францисканцев.
Valentino Zaikino nuotrauka.

Богородица спокойно попирает ногой змею, что в христианстве означает победу над хтоническим началом, над смертью, над искушением и грехом. Вообще змея сопровождает многие женские божества и как правило связывается с беременностью; змеи также играют свою роль в поверьях об исцелении и воскресении. В 90 псалме читаем:
Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона."
Аспид - ядовитое пресмыкающееся. Этот псалом утверждает, что зло не приблизится к тем, кто уповает на Бога. Похожие слова приводятся в конце Евангелия от Марка. Там говорится, что уверовавшие во Христа «будут брать змей и если что смертоносное выпьют, не повредит им». В данном же случае ощущается перекличка с Евой, поддавшейся Змию, Дева Мария же побеждает его.

Valentino Zaikino nuotrauka.

Мне показалось любопытным, что тип лица девушки напоминает фотографии двух местных жительниц, сделанные в 1898 году (увеличиваются по клику):


Но вот мы уже готовы войти в храм. Обращает на себя внимание темная, коричневая главная дверь. Над нею символ Святой Троицы и текст:
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках" (Евр 1:1) - слева
"...Призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами" (Лк 6:13) - справа.
Фото моё.

Рельефы (скульптор Роланд Фридерихсен, Германия). В верхнем левом углу Ангел возвещает пастухам радостную весть. Крупное рельефное изображение вверху слева - Рождество. Затем ниже видим Бегство в Египет и Иисуса-отрока, ученика плотника. Рядом, внизу справа - Крещение Иисуса Христа, выше - Нагорная проповедь и вверху справа - Распятие.

Базилика Благовещения состоит из двух уровней, двух совершенно разных, но одинаково грандиозных залов. Войдя через главный вход, вы оказываетесь в нижней церкви.







Главная ее святыня - пещера в центре с левой стороны.



Пещера почитается как место, где произошло Благовещение. Сначала считалось, что пещера была жилой, затем - что дом, в котором жила Мария, примыкал к этой пещере. Дом родителей Марии находится в другом месте, дом Иосифа - немного дальше. Здесь Мария жила одна?
Пещера в скале имеет природное происхождение, а в железном веке, XII-VIII вв. до н.э. люди углубили ее.
Византийская церковь была возведена рядом с нею, к пещере вели ступени. В XII веке крестоносцы при строительстве церкви отделили горную породу от пещеры. С тех пор пещера представляет собой отдельно стоящий фрагмент скалы; сначала он был встроен в крипту, куда нужно было спускаться, а в современной базилике пещера расположена в небольшом углублении, но вход в нее виден со всех сторон.



Из-за угрозы обвала вход в пещеру Благовещения разрешен теперь только церковнослужителям. Посетителям можно лишь приблизиться к ее входу и сквозь ажурную решетку, украшенную многочисленными религиозными символами, увидеть пещеру.





В ее центре расположен алтарь с латинской надписью "Verbum caro hic factum est" - "Здесь слово стало плотью". Позади пещеры (ступеньки) - проход к монастырю францисканцев, прорубленный в XVII в., веком позже в пещере был углублен пол.




Колонны остались со времен византийской церкви. Они были найдены при раскопках и перенесены сюда. Сейчас, без капителей, они оформлены как зажженные свечи. Та колонна, которая осталась без светильника, примыкающая к пещере, носит имя Архангела Гавриила. На медном балдахине над пещерой фигуры Архангела Гавриила, Девы Марии и символ Святого Духа между ними, а надписи (нечитаемые на моем фото) гласят "Ave Maria gratia plena" и "Et incarnatus est de Spiritu sanctorum".

Вдоль прохода расположены еще несколько пещер. Одна из них почиталась иудео-христианами и была частью их синагоги 2-3 веков. На полу расчищены и представлены посетителям мозаики: мозаика Зодиака, мозаика Конона, мозаика с изображением креста. Свет в нижнюю церковь поступает сквозь отверстие в потолке через купол базилики, а также через мозаики в верхней части стены.






Южная стена храма с кладкой прежней церкви, витражи работы Лидии Роппольт, Австрия, по мотивам Ветхого и Нового Заветов, выполнены в абстрактной манере.

Центральный алтарь нижней церкви, издалека видный на одной из предыдущих фотографий, не привлек нашего внимания. Хорошую фотографию его я нашла в дружеском журнале.


Когда мы там были, было темно, и скульптура Марии вышла у меня так:


Алтарь мы особенно не разглядывали, а с огромным удовольствием и с любопытством поднялись на второй этаж.
"Подъёмы из нижней церкви в верхнюю представляют собой широкие винтовые лестницы. Они находятся. как это было принято в средневековых замках, внутри двух боковых башен", - пишет Юрий Полторак в книге "Назарет и окрестности". Никаких башен я не видела ни снаружи, ни изнутри, но лестница мне понравилась.



На стенах лестницы расположены небольшие витражные оконца. Автор витражей - францисканский монах флорентинец Альберто Фарина. Замечателен фонарь над лестницей.
Valentino Zaikino nuotraukos

Верхняя церковь кажется еще большей, чем нижняя, возможно, из-за потока света, льющегося сквозь высокий купол.


Valentino Zaikino nuotrauka

Купол:
Купол "призван напоминать лилию - символ чистоты и непорочности. Но его главное символическое значение - сошествие Святого Духа в луче света на Деву Марию во время Благовещения" (Юрий Полторак, цит. изд.). Он выполнен из железобетона. Поскольку церковь находится в центре Назарета, в долине, стиснутый старой бытовой застройкой, архитектор Муцио создал большой купол, можно сказать, непропорциональный структуре, чтобы подчеркнуть его присутствие в городском ландшафте. Чтобы поднять купол еще выше, архитектор построил его в форме крутого конуса, а наверху установил большую каменную лампу, напоминающую маяк: символ божественного света, исходящего из Евангелия.

Базилика вечером

Общая высота базилики от земли до конца светильника составляет 66 метров.

С внутренней стороны купол возвышается над восьмиугольным проемом, соединяющим два уровня церкви, и поэтому виден с обоих.
Отверстие под куполом.

Valentino Zaikino nuotrauka

Решетка, ограждающая отверстие и надпись подле нее. Фото мои.




В алтарной части базилики установлено большое мозаичное панно "Триумф Вселенской церкви". Его автор - миланский художник и театральный декоратор Сальваторе Фьюме, много лет проработавший в театре "Ла Скала". Иисус и Петр на фоне скалы являются главными фигурами композиции. "...Я полагаю в основание на Сионе камень, - камень... краеугольный... верующий в него не постыдится" (Ис 28:16).


Valentino Zaikino nuotraukos




По стенам развешаны изображения Девы Марии, подарки из разных стран, как и в галерее во дворе. Предложение прислать их в дар базилике было адресовано католическим общинам во всем мире, в духе объединения всех в любви и вере вне зависимости от различий в мировоззрениях. Их прислали со всех концов земного шара.
Здесь обращают на себя внимание несколько работ. "Жена, облеченная в солнце (Откровение 12), является прообразом Марии и Церкви..." - написано у композиции из США, которая называется "The Immaculate Conception" - "Непорочное зачатие". Один из гидов, с которым мы посетили это место, рассказал, что она будто бы создана из обломков космического корабля "Аполлон". Никаких подтверждений этому в интернете я не нашла. Выдумка? Но эффектная.



Композиция, присланная из Канады.


Из Японии


Внутри помещены также образы Мадонны из Камеруна, Венгрии, Венесуэлы, Тайваня, Индии, Перу, Бразилии, Польши, Португалии, Испании, Франции, Мексики, Австралии, Ливана, Аргентины и Англии.

На западной стене можно увидеть цикл из 25 витражей - работа французского мастера Макса Энграна. Основным полем его деятельности были церковные витражи и реконструкции старинных храмов.



В нижней церкви проходят службы для паломников, а в верхней - для назаретской общины католиков латинского обряда. Как принято в католических храмах, на стенах расположены керамические таблички - напоминания о 14 остановках на Крестном пути Иисуса Христа на Голгофу. Так как местные жители - арабы, надписи выполнены на арабском языке.

Продолжение следует.
Tags: Галилея
Subscribe

  • Не смогла промолчать

    philologist опубликовал ролик Антона Лядова о городе, проваливающемся сквозь землю. Цитирую: Здесь живут 145 тысяч человек. И дома…

  • Фиговинки и фигулюшки / Обрывки и ошмётки

    Уважаемый petrark дал ссылку на поучительные и парадоксальные рассказы лингвиста, профессора И.А. Мельчука. Рассказы-воспоминания об…

  • Как бы Гамлет

    Качество картинки оставляет желать много лучшего, но главные действующие лица — «как бы Гамлет» и «как бы Тень отца Гамлета», очень даже узнаваемы. К…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Не смогла промолчать

    philologist опубликовал ролик Антона Лядова о городе, проваливающемся сквозь землю. Цитирую: Здесь живут 145 тысяч человек. И дома…

  • Фиговинки и фигулюшки / Обрывки и ошмётки

    Уважаемый petrark дал ссылку на поучительные и парадоксальные рассказы лингвиста, профессора И.А. Мельчука. Рассказы-воспоминания об…

  • Как бы Гамлет

    Качество картинки оставляет желать много лучшего, но главные действующие лица — «как бы Гамлет» и «как бы Тень отца Гамлета», очень даже узнаваемы. К…