in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Category:

Andante cantabile из квартета Шумана op 47

Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить. (Борис Пастернак) Квинтэссенцией чувства любви в классической музыке является для меня Andante cantabile из фортепианного квартета Р. Шумана соч. 47. Это произведение вытягивает из тебя все нутро. Вся душа, переполненная нежностью и страстью, стремится к любимому или любимой. Andante cantabile начинается кратким вопросительным вступлением: робкий аккорд и декламационная фраза скрипки готовит главную тему у виолончели. Виолончель ведет ее, стараясь не расплескать эмоцию, кажется, что это переполненная чаша, которую бережно несут. Это рассказ о глубоком, тихом, выношенном чувстве, причем голос рассказчика от волнения пресекается: он начинает дважды, один раз в как будто слишком низком для себя регистре, и тут же на септиму выше. То есть голос, начав, «хрипнет», и, «откашлявшись», оказывается в другом регистре. В рассказе и вопрос, и утешение, и мольба, и увещевание, и преклонение… А если вы лично услышите что-то еще, так на то и искусство, чтобы каждому открывать свое. До конца темы еще целый такт, а нетерпеливая скрипка уже вступает с той же мелодией, и их дуэт звучит так гармонично, они не спорят, нет, они вместе прекрасно дополняют друг друга. Виолончель дала нам опору, скрипка же той же мелодией уводит нас в заоблачные выси. Рояль вступает с мерцающе-трепетной фактурой, звучит диалог фортепиано и альта, перебираются интонации темы – томительные вопросы и нежные утешения. Незаметно подошли к далекой тональности. Как будто остановка, новая тема. Вслушивание в медленно, на наших глазах образующиеся аккорды, всматривание друг в друга, как при встрече после долгой разлуки. Реприза. Тема звучит у альта. Скрипка обвивает его мелодию тихими юбиляциями. Рояль дает романсный аккомпанемент. Второе, варьированное проведение темы – дуэт виолончели и скрипки, только здесь Шуман дает им позвучать вместе в диалоге, - приводит нас к заключительному проведению у виолончели (кода) Таким образом, тема звучит у виолончели и в начале, и в конце, создавая арку, устойчивую конструкцию. Собственно, получается двойная арка: двум проведениям темы в первой части Andante отвечают два проведения темы в репризе, и финальное проведение у виолончели «отвечает» начальному. Вторая часть коды. Все тает, растворяется на наших глазах, звуки-звездочки зачарованно возникают прямо пуантилистски: то тут, то там. Квартет написал в 1842 году. Роберт и Клара уже третий год женаты. Клара уехала на гастроли, любящий муж ждет ее. Любовь этой пары, добивавшейся разрешения на брак в суде – отдельная тема.
Tags: любовь, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments