in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Categories:

Литовский фотохудожник Ромуалдас Ракаускас (1941-2021)

20 сентября Литва попрощалась с ушедшим в мир иной известным мастером фотоискусства Р.Ракаускасом – уникальным певцом литовской земли.
Его фотокартины как бы создают поэтический рассказ о родной земле и ее людях, чуткий и пронзительный, полный любви и нежности. Его произведения выставлены в Литовском национальном художественном музее, Французской национальной библиотеке в Париже, Международном центре фотографии в Нью-Йорке, в музее «Аушра» г. Шяуляй и др..



Его добрые, оптимистичные работы дают нам понять, что для этого мира еще не все потеряно и хорошего, светлого и доброго вокруг нас больше, чем унылого и мрачного. В каждый свой снимок автор вкладывает всего себя, всю свою любовь и доброту. Названия серий его работ говорят сами за себя: «Цветение», «Счастливые», «Земля вдохновения».






"Утренний туман" 1972

Первая персональная фотовыставка Ромуальдаса Ракаускаса называлась «Нежность». Мастер фотографии посвятил ее теплому человеческому общению.




Цветение". Девятнадцатая весна.

«После окончания университета [факультет журналистики – И.З.] я переехал из Вильнюса в Каунас, а там как раз открылся литературный молодежный журнал «Нямунас». Я устроился туда работать. И так получилось, что мой художественный почерк совпал с требованиями редакции. «Нямунас» вообще был уникальным в свое время. Так, в советскую эпоху мы, наверное, первыми начали печатать акты [акт – то же, что ню. – И.З.]. Представляете? Шумиха была. Из-за этих актов даже сняли главного редактора!»,− рассказывает фотограф в одном из интервью.






Гримасы уставшей деревни

После журнального «бунта» против советских доктрин журнал закрыли. Тогда Ракаускас стал активно работать над сериями своих фотографий: «Повседневности Вильнюса» (1960—1965), «Нежность» (1962—1971), «Цветение» (1974—1984). Для того, чтобы сделать снимки, фотографу пришлось объехать всю Литву в поисках нужных сюжетов. На своем пути он встречал людей, которые остались без своих родных. Это откликнулось болью в душе Ромуальдаса, ведь он сам потерял отца и чуть не лишился матери. «Я единственный в Литве получил премию Ленинского комсомола — за оптимистический взгляд на жизнь. Это было как раз то, что требовалось социалистическому реализму. И так совпало, что мне не надо было себя для этого ломать», − поясняет свой выбор автор.





После выставки «Нежность» в свои тридцать три года Ромуальдас решается начать новую серию фотографий − «Цветение», которая в дальнейшем стала самой яркой и запоминающейся в его творчестве. Заглавная работа цикла, по мнению самого автора – снимок мальчика, идущего по дороге, усыпанной лепестками, с кроликом на руках.



"Моя самая любимая фотография — мальчик, идущий по дороге и несущий кролика. Я снимал этого мальчишку, а также его брата. И, наконец, поймал момент, когда он так удивительно тепло наклонил голову к этому белому кролику. Мне не верят, что все это режиссура. Но режиссуру так и надо делать, чтобы она выглядела натурально. Это надо уметь», − делится автор.



Работа над циклом получилась изначально спонтанной: появилась идея, затем – первые пробные снимки, а далее «понеслось». Целых десять лет(!) фотограф дожидался каждую новую весну, чтобы заснять задуманное. Во все остальные времена года он обдумывал сюжеты, сценарии, образы, которые хотел заснять в цветущих садах. Фотограф ездил по деревням в поисках интересных кадров.



А уже в процессе оказывалось, что не все идеи осуществляются по плану. Например, часто шли дожди, и все цветы опадали. В итоге съемка откладывалась до следующего года. Да и само цветение длится недолго: всего лишь неделю, максимум − две. Приходилось импровизировать на месте, чтобы снимок получился естественным и непринужденным. «Чтобы сделать единственный нужный кадр, я мог за раз по шесть пленок отщелкать. Деревенские люди очень искренне всегда мне помогали".



После работы над этой серией Ромуальдас Ракаускас признается, что тема себя исчерпала, и ее пришлось завершить. В шутку он говорит, что еще лет пять не мог видеть цветущие сады.





«Мы − черно-белые люди. У нас по жилам течет черно-белая кровь. В наше время, делая снимки художников, я хотел было использовать цветную фотографию, чтобы были видны их нарисованные картины. Но отказался от этого. Буду делать только черно-белую фотографию. Она намного сильнее и выразительнее. Тем более что цвет сейчас везде — в жизни, по телевизору, в кино», − поясняет Ромуальдас Ракаускас.




Каунас.1971


Каунас. 1967



Источники: РАЗ ДВА ТРИ ЧЕТЫРЕ
Tags: Литва, волшебная сила искусства
Subscribe

Posts from This Journal “волшебная сила искусства” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments