О личности
Бабушкино чувство собственного достоинства было таково, что она всегда стояла выше предлагаемых обстоятельств.
…для меня (…) путь к внутренней свободе начинается (…) с того, что ты честно отвечаешь сама себе на неудобные вопросы. (Разговор об освобождении от страхов).
Кто-то из отечественных философов, кажется, Бердяев, сказал, что психологические особенности русских закладываются в младенчестве от тугого пеленания. Что дети, воспитанные в таких тряпочных оковах, никогда не смогут расправиться, и привычка к рабству есть следствие этого обстоятельства. Разумеется, это всег лишь метафора, но в ней что-то есть. И то рабское состояние, в котором преьывала и преьывает в большой степени наш народ, кроме подавленности, предполагает и некоторую привычку к насилию.
Взрослость трудно определить, потому что человек, совершенно незрелый в одной сфере жизни, может быть совершенно состоятельным в другой.
«Личность – это луч света, мчащийся на свидание к Богу» (Кен Уилбер)
О культуре
И какой же урон наносят себе лично, культуре и самой жизни люди, исключающие из своего умственного обихода науку и искусство, ограничивающими свое существование лишь связями с источниками питания, тепла и партнерами для продолжения рода.
Если из человека вычесть культурную составляющую, то ядро личности окажется гораздо меньшим, чем мы воображаем.
Чем выше культурный уровень человека, тем лучше он понимает окружающих.
Бог и человек
С такого большого расстояния, как от Бога до человека, разница между грешниками и праведниками не так уж велика.
Мне представляется смехотворным, что апостол Петр дает задание душе успошего прочитать символ веры, как на экзамене. Нет, не это. Другие отчеты понадобятся. О другом спросят, если спросят…. Есть известные слова: «Накормил ли ты голодного?» «Помог ли страждущему?»
Высказывания детей
Сын Петя интересовался водой, он спросил: «А где у воды середина?» И еще: «У холодной воды голос мужской, а у теплой – женский».
Режим
Излишки образования изымались из общества таким же образом, как в предшествующие годы – излишки продовольствия.
О книгах
«Я» - отчасти – складывается из суммы прочитанных книг.
Воспитанием моим никто особо не занимался, так что главным своим воспитателем могу считать книжный шкаф.
Когда я подросла, я поняла, что существует целая армия людей, которые укрываются от действительности именно в чтении.
Литература и есть художественное осмысление этих связей человека и мира (связей между реальной жизнью и бытием иного рода, пространствами нематериального мира; магнетических связей человека с низшими природными силами; связей человека с землей и с небом, с животным и растительным миром; связями между людьми – родственными, соседями, профессиональными, социальными, религиозными; связей с глубинами подсознания).
Прочитанная книга аккумулирует такие связи: все прочитавшие ее особым образом связаны между собой отношениями к героям книги, размышлениями о судьбах и обстоятельствах их жизни.
Я увидела, что мир наполнен сюжетами, как хороший гранат зернышками.
О каком влиянии книг на жизнь общества можно говорить? Книги плохо читают, плохо понимают, быстро забывают, не извлекают никаких уроков из прочитанного. Да что говорить о Солженицыне? (ранее Л.У. констатирует, что «Архипелаг ГУЛАГ» переворачивает душу и сознание, но не предотвращает появления нового президента России – подполковника КГБ.) Был две тысячи лет назад случай еще более убедительный. Все о том же – о тщете Слова.
Писательство… вынуждает человека к обдумыванию, к формулированию всяких не очень определенных вещей, приучает к вниманию. Это занятие требует точности и честности – ложь, как ни странно, лучше видна на бумаге, чем в устной речи.
Общество
Глядя в телевизор, иногда бросаешь взгляд на «розы» мужского пола вроде Киркорова. Порода «женщин-цветов» заменяется породой «мужчин-цветов», и в этом даже можно усматривать движение к равноправию. Культ прекрасной дамы исчерпал себя, появляются новые культы.
В условиях сошедшего с ума общества, вроде нашего, семья остается почти единственным основанием для нравственного выживания.
Процесс, который происходит в сегодняшнем мире, - инфантилизация общества. Не именно нашего – всякого.
Сегодняшние тридцатилетние тоже не хотят взрослеть. Это мировой процесс. Универсальный синдром Питера Пена, который хочет всегда ходить в коротких штанах, разорять птичьи гнезда, озорничать и кривляться. Да, я это вполне могу понять… Но не могу. Потому что взрослый человек встает утром и делает свою работу. Почему – не знаю. Так надо. Меня так родители научили. Взрослых на свете гораздо меньше, чем кажется с первого взгляда.
Лоренцо Лотто. "Благовещенье". На переднем плане совершенно взъерошенная потрясенная кошка. Она уже видит архангела Гавриила, которого еще не видит Дева, ради которой он облекся в видимое тело. У кошки, таким образом, порог восприятия ангельских сил оказывается выше!
О лжи
Если стараться быть честными, говоря о лжи, то мы вынуждены будем признать, что находимся в плену ложных представлений о мире, откуда бы мы их не почерпнули: из Библии, из «Капитала» Маркса, из учений Платона, Аристотеля, Дарвина или самого Альберта Эйнштейна.
Хорошо, когда можно честно следовать евангельскому рецепту: «…да будет слово ваше «да – да», «нет – нет»; что сверх того, то от лукавого». А если между «да» и «нет» множество ступеней и полутонов? Именно в этой неопределенной области простирается самое для человека интересное: самопознание, осознание мира, движение мысли, научное и художественное творчество.
Ложного в мире гораздо больше, чем истинного.
Далее: http://book-online.com.ua/read.php?book=7548&page=49