in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Category:

Из чего состоит личность

Оригинал взят у evo_lutio в Из чего состоит личность

Попытаюсь простыми словами рассказать сложные вещи, которые давным давно обещала.  Без этих основ тема психологического каннибализма не может быть правильно понята и сложно перейти к объяснению того, как люди едят людей и как сопротивляться поеданию.

Так из чего же состоит личность?

Личность состоит из суммы различных идентификаций, и чем больше этих идентификаций, тем многограннее личность. Каждая идентификация - это социальная или культурная сфера, к которой человек ощущает свою причастность. Один человек – мужчина, врач, певец караоке, водитель авто, бегун по утрам, а еще носитель усов и коллекционер сувенирных магнитов, каждая идентификация означает ту сферу, которая важна для него, то есть он ей уделяет много внимания. Другая - женщина, мать, жена, актриса, писательница, в той последовательности, в которой эти социальные сферы ей важны, от самой важной до самой незначительной.

Чем большую важность представляет для человека некая сфера, тем больше он отдает ей энергии, вкладывает себя, чем выше его статус в этой сфере, его заслуги там, оценка его референтной группой и аудиторией, тем больше он получает энергии в виде денег, социального одобрения, расширения сфер влияния и подъема самооценки, он чувствует себя сильнее и действительно становится сильней. В идеале между каждой сферой и личностью (то есть остальными ее идентификациями в совокупности) должен быть здоровый обмен: личность сфере – внимание и силы, работу на ее рост, сфера - личности - социальное признание, влияние и власть в этой сфере или других. 

Замыкаться на одной сфере - это все равно, что ставить все свое состояние на одно число в рулетке, выигрыш очень маловероятен. Вложение энергии в одну единственную сферу быстро делает человека слабым, поскольку он вкладывает все, что у него есть, а получает всегда меньше по закону, который я объясню позднее. При этом другие сферы остаются неосвоенными, подход к ним утрачен, нейронные механизмы, помогающие этими сферами управлять и с ними взаимодействовать, расформировались за ненадобностью. Женщина оглядывается и понимает, что она только мать и больше никто, а дети ее выросли, стремятся к большей дистанции с ней, а у нее ничего больше нет, а главное ничего ей не хочется (или только жена, а муж ушел, см. пост Сломленная). Интерес, удовольствие, любопытство к какой-то сфере бывают только в процессе взаимодействия с ней, когда нейронные связи уже налажены. Если человек никогда не играл в футбол или давно разучился, никакого удовольствия от этого он не получит, и скорее всего лишь потратит энергию, но не извлечет. Постепенно, однако, он может создать энергетический футбольный канал и сможет получать не только пользу для здоровья, но и другую энергию, даже ресурсы. Он будет чувствовать себя (и являться) футбольным асом, уважаемым другими футболистами и болельщиками, просто сильным и ловким человеком, владеющим своим телом. Став фанатичным футболистом, однако, он рискует передозировать вложения. Ничего кроме футбола его интересовать уже не будет, он будет пинать мяч с утра до ночи, вкладывать всю свою энергию только в это, в результате перетрудится и переутомится, а не получив на матче никаких призов и бонусов, может испытать разочарование в себе и жизни, поскольку вложил все, а получил мало. Полное энергетическое истощение сопровождается эмоциональным спадом, депрессией и суицидальными мыслями, и очень часто в основе депрессии лежит как раз такая фрустрация. Если бы у футболиста в нашем примере было много других интересов и увлечений, он был бы защищен от такой растраты, гармонично распределял свои вложения и обязательно получал бы неплохую подпитку то с одной, то с другой стороны, равномерно.

Источники энергии – это и есть части личности человека. Между ресурсами человека и им самим нет разницы. Если человек - пламенный патриот, он вкладывает в идею патриотизма море внимания, эмоций и сил, питая свою значимость причащением к этому. Вкладывая много, он вынужден раздувать величие и важность этой идеи, чтобы каждая полученная им капля индексировалась пропорционально инфляции. На том же самом строится любая влюбленность. Отдав образу любимого энергию (внимание, эмоции, силы) и получив в ответ меньше, человек вынужден раздувать его значимость, чтобы ценность полученной малости, каждого взгляда, каждой улыбки, увеличилась. Если нет и такой малости в ответ, а вложения слишком велики и оборвать связь невозможно, психика начинает создавать более плотные иллюзии, человек «чувствует» обмен, разговаривает с кумиром, апеллирует к нему, служит не человеку, а его образу. Впрочем, любовное служение всегда относится, в основном, к образу, просто многие люди любят и умеют извлекать из влюбленности человека в их образ практическую пользу для себя. Именно на постоянном увеличении значимости кумира при отсутствии нормальной обратной связи основан поглощающий эффект любого слияния. Необходимо заметить, что раздувание ценности происходит за счет иллюзий, а вкладывается реальная энергия. Поэтому человек обязательно слабеет, теряет ресурсы, хотя субъективно может ощущать эйфорию. Чтобы питать эйфорию, достаточно иллюзий, но чтобы питать ресурсы, необходима реальная обратная связь.

Защищая то, что для него имеет ценность, человек защищает себя. Чем больше ценности имеет что-то, тем большее место в составе личности оно занимает. Человек, фанатично преданный какой-то идее, готов за эту идею и умереть, и убить, если чувствует угрозу этому. Это его физиологическая необходимость, поскольку он полностью идентифицирован с этой идеей и защищать ее будет так же, как люди защищают свое тело или своего ребенка. При сильном поглощении это не просто – их часть, это – их центральная часть, самая важная. Именно поэтому, когда в конфликтах один человек пытается обесценить нечто, что для него не важно, но важно для другого человека, он нападает не на что-то третье, а на личность самого человека.

Не существует никакой отдельной личности у человека, ни с чем не идентифицированной, невозможно представить ничего, что составляет Я человека и при этом не относится к интересам какой-то группы, поэтому освобождение заключается всего лишь в том, чтобы не сливать себя полностью с одним единственным человеком, группой или идеей, не скармливать себя всего, раздув значимость чего-то до масштабов Вселенной, а распределить свою энергию так, чтобы возникло много разных источников вложений, и каждый из них был бы меньше, чем сумма других, и чтобы все они были способны на обратную связь, не только поглощали энергию, но и давали ресурсы (расширяли и укрепляли сферу влияния). Впрочем, если источников достаточно много, ни один не набирает той критической массы, которая способна сделать его могущественным и царящим  над разумом человека. Поглощающими становятся источники, которые стали занимать основное и центральное место в личности человека, даже если человеку кажется, что он питается от них. Это иллюзии. Все сверхценные идеи, группы и люди всегда превращаются в вампирические образования. Можно сказать, что человек утрачивает свое Я, когда вместо яркой и разнообразной мозаики идентификаций, рождающих его самобытность и дающих ему устойчивость, он посвящает себя чему-то или кому-то одному, став его отражением и перестав существовать как уникальный набор разных качеств – индивидуум.


Tags: психология
Subscribe

  • Посмотрела фильм

    Как говорила Поллианна, когда ищешь, чему можно радоваться, на другое просто не остается времени. Был где-то в ФБ опрос, кто какой фильм…

  • Учебный семинар для опытных сотрудников

    Меня и еще одну нашу сотрудницу послали на однодневный курс усовершенствования стоматологических ассистентов, типа семинара, обставив это дело как…

  • О духовности. Eugene (Hanan) Krasnoshtein

    Через egovoru набрела на пост Eugene (Hanan) Krasnoshtein 3_14pi, мысли которого показались мне весьма близкими по духу.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments