in_es (in_es) wrote,
in_es
in_es

Categories:

Кронштадтский Морской собор

Вторая достопримечательность Кронштадта - Никольский Морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца). Я уже упоминала, что его зеленовато-бирюзовый (первоначально, и сейчас - серебристый с золотой "оторочкой") купол был виден и из Лисьего Носа, и из Комарова, и из Петродворца, то есть со всех берегов Финского залива и с моря, и таким образом являлся ориентиром для моряков (маяки там есть другие). С купола собора просматривается пространство на 45 км, что имело важное стратегическое и военное значение. То, что я назвала "оторочкой" - золоченый рельефный орнамент в виде якорей и спасательных кругов (!). Высота собора 70,5 метров, и это до сих пор самое высокое здание в городе.
Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе (с иным соотношением частей), некоторые элементы декора несут печать эстетики модерна. По архитектурному облику Морской собор относят к неовизантийскому стилю, возникшему в конце XIX – начале XX века в русле культуры модерна как воплощение национально-романтического движения. По замыслу проектировщиков, в нем должно было помещаться до 3000 моряков одновременно.

Морской собор со стороны памятника адмиралу Макарову. Довольно трудно было уместить собор на одном снимке и одновременно передать его громаду.

Никольский собор построен по проекту инженера-архитектора В. А. Косякова. Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новатором в решении этой задачи. Именно этот принцип лежал в основе купола Св. Софии, и именно он дает ощущение парящего свода (см. пост marinagra http://marinagra.livejournal.com/66619.html). Мне неизвестно, использовал ли Косяков этот принцип в какой-то из других 17 построенных им церквей (многие из них в Петербурге, в том числе в неовизантийском стиле Косяковым построена Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря у Московских ворот, 1912), но считается, что третий такой парящий купол в мире сконструирован в Соборе Святого Вардана (Нью-Йорк, 1968).
Проект был принят в 1901 году, в 1903 году произошла торжественная закладка кирпичных стен (в Высочайшем присутствии, и император с окружением посадили вокруг собора 32 годовалых дубка). В 1913 году строительство было закончено, собор освящен.

Вид Собора с Якорной площади, главный фасад, снимок взят в http://redigo.ru/geo/Europe/Russia/poi/13976/media/photo/2

Храм задумывался как памятник русской морской славы, памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. В храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. Вот образец такой доски, я сфотографировала хронологически первую:

Я не рискну дать здесь свои фото интерьера собора. Он потряс меня именно огромным пространством. Парящий купол? Да. Иконостас? Да. Роспись стен? Да. Но главное - хоры меня поразили, балконы с обеих сторон, с колоннами, как бы второй этаж, расширяющий пространство. А у меня простой мобильник, не фотоаппарат. Снимки из интернета. Общий вид внутри:






А вот мои (все-таки!):






В интерьере собора в изобилии присутствует морская тема. Я уже упоминала якоря и спасательные круги на рельефном орнаменте основания купола, хотя тут не просто морская символика, а использование морской темы для выражения духовных, религиозно-патриотических идей. На тяжелых входных дверях выделяются рельефы рыб; изображения рыб, кораблей, якорей, морских животных и растений находятся на мозаичном полу.

Собор действовал 4 года. Затем произошли печально известные события. Иконостас, иконы, мемориальные доски были сорваны, уничтожены, ценные вещи разворованы. В 1929 году храм закрыли и реконструировали под кинотеатр. Во время Великой отечественной войны храм служил наблюдательным пунктом советской артиллерии, сюда перенесли службу точного времени, в цокольном этаже разместили госпиталь. В 1953 году была произведена перепланировка: на месте алтаря устроили сцену, под алтарем - буфет и общественные туалеты, на месте главного входа - кассовый зал. Такая реконструкция вызвала осадку здания, потерю росписей и многих деталей интерьера. По стенам собора пошли трещины, наступила мерзость запустения. Тем не менее в соборе был устроен музей "Кронштадтская крепость", проводились торжественные собрания актива города и гарнизона, танцевальные вечера, концерты художественной самодеятельности.
Возрождение собора связано с именем капитана первого ранга в отставке А.П. Шумского. Этот человек в 1998 году составил и издал книгу "Морской собор в Кронштадте" - репринтное воспроизведение сохранившейся в единичных экземплярах брошюры архитектора В.А. Косякова о своем проекте плюс 200 страниц послесловия к ней. Шумский собрал статьи, обращения, документы, фотоиллюстрации, фотообвинения, исторические справки и публикации кронштадтских газет начала прошлого века. Автор-составитель горел идеей восстановления флотских храмов-памятников и заражал ею читателей. Он отправил тысячи писем и дарил свои книги Президенту России, Патриарху всея Руси, министрам, адмиралам, депутатам, губернаторам, мэрам, разного рода чиновникам, - всем, от кого могло зависеть хоть на шаг продвижение на трудном пути возвращения святыни.
В апреле 2000 года совместная комиссия Главного командования Военно-морского флота и Русской Православной церкви изучила дело и приняла положительное решение.
В октябре 2002 года был поднял крест над куполом собора, в нем стали проходить молебны и богослужения (в частности, по затонувшей подводной лодке "Курск"). Рабочая группа по воссозданию морского собора была создана в 2008 году после визита в собор жены тогдашнего президента России Светланы Медведевой, уроженки Кронштадта. Реставрационные работы начались и шли круглосуточно. 28 апреля 2013 года Патриарх всея Руси Кирилл освятил собор (чин великого освящения храма). В кратчайшие сроки проделан невероятный объем работ.
В восстановленный храм стали приезжать петербуржцы и паломники из других стран. Но свободный вход туда открылся незадолго до моего приезда. Еще летом верующие и туристы отмечали, что попасть в храм невозможно ни в субботу, ни в обычные дни, причем не только туристам, но и иностранным паломникам и священнослужителям (заметка "Широко закрытый Морской собор" http://www.fontanka.ru/2013/06/06/187/). К счастью, производственные трудности устранены, и кроме понедельника и вторника храм Святого Чудотворца Николая широко открыт.
Я была счастлива там побывать.
Tags: Санкт-Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments