Древлеправославная поморская церковь. Невская община. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
В Вики прочла, что в 1906-1908 годах здесь был возведён комплекс сооружений на участке земли в границах Шпалерной, Тверской и Таврической улиц: училище, дом престарелых, жилой дом, часовня и церковь... Также на участке находился сад и кладбище. Яблоневый сад был виден из окон квартиры моего дедушки, пока не построили между этой церковью и его домом два пятиэтажных "сталинских" дома. Кроме яблонь, были видны высокие деревья, на которых большой колонией гнездились грачи. Вот какой я увидела эту церковь в этот свой приезд:
Колокола мне довелось услышать. Они тут расположены по высоте: до - соль - до1 - ре1 - ми1 - фа1 - соль1 (справа налево). Мне довелось послушать колокольный звон необыкновенной чистоты и тепла.
А теперь интересный рассказ об этом храме:
Оригинал взят у av_otus в Санкт-Петербург. Старообрядческая Знаменская церковь на Тверской
Построена в 1906-1907 гг. по проекту Д.А.Крыжановского для общины староверов беспоповского поморского согласия.
Была закрыта в 1930-е и занята производством. Недавно отреставрирована - потому и пост образовался.
Неорусский стиль пришел в петербургскую архитектуру с запозданием, зато распространился очень быстро. В 1906 г. стали строиться сразу три неорусских храма, в том числе и этот. Строго говоря, это не храм, а большая часовня или молельный дом - у беспоповцев ведь нет алтарей, в их иконостасах нет царских врат. Освящена церковь была в 1907 г.
Фото 1907 г., ИИМК РАН. С того же ракурса, что и недавнее, только с чуть более дальней точки (теперь с нее снять деревья мешают).
Пропорции храма очень гротескны. Он мне напоминает большой сугроб, который поглотил маленькую церквушку. или же так: основной объем надут, и на вершине его осталось ненадутое пятиглавие. Б.М.Кириков пишет, что пятиглавие "утонуло" в основном объеме. Любопытно, что варианты проекта менее гротескны.
Этот вариант более модерновый. Два других похожи на реальное здание, но отличаются постановкой глав.
Здесь они развернуты по сторонам света.
А здесь они крупнее, чем в реальности.
Фото ИИМК РАН
Так выглядел интерьер, в создании которого помимо самого Крыжановского участвовали С.И.Вашков (паникадила и хоругви) и мастерская Д.В.Дудакова (иконостас). Как обычно у старообрядцев, в храме было много древних икон.
Естественно, ничего не сохранилось.
Вообще удивительно, как храм уцелел - окруженный большими зданиями, под боком у Смольного с советским официозом.
Так он выглядел зимой 2006 г.
Разгородка на этажи вылилась и в разгородку оконных проемов. "Новгородские" орнаменты и надписи были заштукатурены. не было крестов. а летом из-за разросшейся зелени почти ничего нельзя было разглядеть и снять.
Полгода спустя с этой съемки и 100 лет спустя со времени закладки началась реставрация. Я уж и не ждал - старообрядческие храмы у нас "спросом" не пользуются.
И радостно, что сделали всё хорошо. Умеют же!
Так за столетие изменилось окружение...
Небанальный ракурс - с задворок стекляшки, в которой церковь теперь отражается.
На сегодняшний день Знаменская церковь - единственный питерский храм, представляющий неорусский стиль во всей полноте. После окончания добавится реставрации добавится Федоровский собор, но это дело будущего, и еще вопрос, как его сделают. Освобожденные от лесов купола большого оптимизма не внушают. Хорошо бы ошибиться...
Была закрыта в 1930-е и занята производством. Недавно отреставрирована - потому и пост образовался.
Неорусский стиль пришел в петербургскую архитектуру с запозданием, зато распространился очень быстро. В 1906 г. стали строиться сразу три неорусских храма, в том числе и этот. Строго говоря, это не храм, а большая часовня или молельный дом - у беспоповцев ведь нет алтарей, в их иконостасах нет царских врат. Освящена церковь была в 1907 г.
Фото 1907 г., ИИМК РАН. С того же ракурса, что и недавнее, только с чуть более дальней точки (теперь с нее снять деревья мешают).
Пропорции храма очень гротескны. Он мне напоминает большой сугроб, который поглотил маленькую церквушку. или же так: основной объем надут, и на вершине его осталось ненадутое пятиглавие. Б.М.Кириков пишет, что пятиглавие "утонуло" в основном объеме. Любопытно, что варианты проекта менее гротескны.
Этот вариант более модерновый. Два других похожи на реальное здание, но отличаются постановкой глав.
Здесь они развернуты по сторонам света.
А здесь они крупнее, чем в реальности.
Фото ИИМК РАН
Так выглядел интерьер, в создании которого помимо самого Крыжановского участвовали С.И.Вашков (паникадила и хоругви) и мастерская Д.В.Дудакова (иконостас). Как обычно у старообрядцев, в храме было много древних икон.
Естественно, ничего не сохранилось.
Вообще удивительно, как храм уцелел - окруженный большими зданиями, под боком у Смольного с советским официозом.
Так он выглядел зимой 2006 г.
Разгородка на этажи вылилась и в разгородку оконных проемов. "Новгородские" орнаменты и надписи были заштукатурены. не было крестов. а летом из-за разросшейся зелени почти ничего нельзя было разглядеть и снять.
Полгода спустя с этой съемки и 100 лет спустя со времени закладки началась реставрация. Я уж и не ждал - старообрядческие храмы у нас "спросом" не пользуются.
И радостно, что сделали всё хорошо. Умеют же!
Так за столетие изменилось окружение...
Небанальный ракурс - с задворок стекляшки, в которой церковь теперь отражается.
На сегодняшний день Знаменская церковь - единственный питерский храм, представляющий неорусский стиль во всей полноте. После окончания добавится реставрации добавится Федоровский собор, но это дело будущего, и еще вопрос, как его сделают. Освобожденные от лесов купола большого оптимизма не внушают. Хорошо бы ошибиться...